на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


КОНЦЕНТРИЧЕСКАЯ ФОРМА (от ср.-век. лат. concentricus - имеющий общий центр) - репризная многочастная форма зеркально симметричного строения, части которой (иногда ходообразные; см. Ход) после центральной возвращаются в обратном порядке по схеме АВСВА или АВСОСВА. К. ф. возникла вмузыке композиторов-романтиков, её осн. свойство - упорядоченность неоднократных контрастов - привлекает также мастеров 20 в. К. ф. встречается в камерной вок. музыке ("Приют" Шуберта), программной инстр. музыке с чертами повествовательности (признаки концентричности в 3-й балладе Шопена) или картинной (К. Дебюсси, "Игра волн" из орк. цикла "Море"; Б. Барток, 5-й квартет, 2-я часть). В опере применение К. ф. иногда связано с фантастической (ария Лебедь-птицы из оперы "Сказка о царе Салтане") или комедийной (общая композиция скетча "Туда и обратно" Хиндемита) образностью. Свойства концентричности присутствуют в репризных формах с обрамлением (Песня Индийского гостя из оперы "Садко"; П. И. Чайковский, "Элегия" из "Серенады для струн. оркестра"), промежуточных (Ф. Шопен, мазурка ор. 41 № 2), сонатной с зеркальной репризой (увертюра к опере "Тангейзер"). Иногда симметрия совмещается с единым, сквозным развитием от начала к концу (Барток, "Музыка для струнных, ударных и челесты", 3-я часть), "накладывается" на иные формы (С. С. Прокофьев, 7-я соната, финал; Д. Д. Шостакович, 11-я симф., 1-я часть).
Цуккерман В., Динамич. принцип в муз. форме, в его кн.: Муз.-теоретич. очерки и этюды, [в. 1], М., 1970; Мазель Л., Нек-рые черты композиции в свободных формах Шопена, в его кн.: Исследования о Шопене, М., 1971. В. П. Фраёнов.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь