на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



КОНЦЕРТ (нем. Konzert, итал. concerto, букв.- согласие, от лат. concerto - состязаюсь) - 1) произведение, в основе которого лежит контраст звучания полного исполнит. состава и отд. групп или соло либо контраст разл. групп инструментов, вок. или вок.-инстр. состава. Стабильный состав исполнителей в инстр. К., с которым связывается совр. представление об этом жанре (один, реже 2 или 3 солиста с орк.), сложился к кон. 18 в. и сохраняется поныне. Первые упоминания жанра относятся к нач. 16 в.; самая ранняя из известных публикаций К.- многохорные "Concerti" А. и Дж. Габриели (1587) с характерными для венецианской школы пространств. эффектами. Вок. К. не имел чётких отличий от мотета, "священной симфонии" и др. видов композиции. Др. разновидность К., оперирующая малым вок. составом в сопр. basso continue, была создана Л. Вигданой. Традиции концертирования - взаимодействия хор. масс - были продолжены в вок. музыке Г. Шютца, С. Шейдта, И. Г. Шейна, А. Хаммершмидта, И. С. Баха и др. Жанр хор. К. с кон. 17 в. широко применялся в рус. церк. музыке - в многогол. партесном пении. Среди наиб. известных авторов партесного К.: В. Титов, Ф. Редриков, Н. Бавыкин; в 18 в. хор. К. писали М. С. Березовский и Д. С. Бортнянский. Принцип концертирования как диалога солистов в инстр. музыке определился в трио-сонате и распространился на др. инстр. составы (concerti da chiesa, concerti da camera). У А. Страделлы впервые явно наметилось различие между концертирующей группой (concertino) и всем составом (concerto grosso); в дальнейшем назв. "concerto grosso" распространилось на всё произведение. 3-частную структуру К. (соотношение частей: быстро-медленно - быстро) установил А. Вивальди. На концерты Вивальди во многом ориентировались в своих клавирных концертах И. С. Бах и Г. Ф. Гендель (эти произв. определили развитие фп. К.). Гендель создал также органный К. В развитии предклассич. инстр. К. большую роль сыграли соч. сыновей И. С. Баха, композиторов мангеймской школы. Классич. структура К. окончательно утвердилась в творчестве композиторов венской классической школы (инстр. концерты Й. Гайдна, В.А. Моцарта, Л. Бетховена). Конц. цикл 2-й пол. 18- нач. 19 вв., как правило, включал 3 части (без менуэта или скерцо, типичных для сонатно-симф. цикла). Для 1-й части К., как правило сонатного allegro, характерна двойная экспозиция (оркестра и солиста). Части К. содержат каденции (2) солиста. Классич. К. обычно рассчитан на одного солиста (существуют также двойные, тройные К.). В 19 в. появились одночастные (Ф. Лист) и 4-частные (И. Брамс) К. (см. также Концертино, Концертштюк). В процессе эволюции К. наиб. существенным было его взаимодействие с симфонией, в результате которого возник тип концертной симфонии. В 20 в. к жанру К. обращались крупнейшие композиторы - М. Равель, Б. Барток, И. Ф. Стравинский, С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович, А. Шёнберг, А. Берг, А. Веберн и др. Получил распространение жанр К. для оркестра. 2) Публичное исполнение музыки, обычно по заранее объявленной программе, разл. исполнит. составами в спец. помещении. К. как форма обществ. музицирования утверждён впервые придв. музыкантом Дж. Банистером в Лондоне в 1672 для гор. слушателей за входную плату.
1) Раабен Л. Н., Сов. инстр. концерт, [кн. 1-2], Л., 1967-76; Зейфас Н. М., Concerto grosso в творчестве Генделя, М., 1980; Лобанова М., Концертные принципы Д. Шостаковича в свете проблем совр. диалогистики, в сб.: Проблемы муз. науки, в, 6, М., 1985; Тараканов М. Е., Симфония и инстр. концерт в рус. сов. музыке, М., 1988 (в печати); Schering A., Geschichte des Instrumentatkonzerts bis auf die Gegenwart, Lpz., 1927; Engel H., Das Instrumentatkonzert, Lpz., 1932; его же, Das Solokonzert, Kotn, 1964; Hutchingl A., The Baroque concerto, L., 1961. 2) Schwab H. W., Konzert. Offentliche Musikdarbietung vom 17.-19. Jahrhundert, 2Lpz., 1980 (Musikgeschichte in Bildern, Bd 4, Lfg. 2); Salmen W., Das Konzert: Eine Kulturgeschichte. Munch., 1988.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)
К..

КНЕПЛЕР

КНИППЕР

КОБЕКИН

КОБЗАРЬ

КОДАЛЛЫ

КОДЕТТА

КОЖЕЛУХ

КОЗЛОВА

КОЛЕССА

КОЛОБОВ

КОЛОДУБ

КОЛОКОЛ

КОЛЯДКА

КОМИТАС

КОМИШЕЛ

КОНЁВИЧ

КОНВЕРС

КОНДУКТ

КОНСТАН

КОПЛЕНД

КОПОСОВ

КОПТЯЕВ

КОПЫЛОВ

КОРБЕТТ

КОРДЕРО

КОРЕЛЛИ

КОРЕНЕВ

КОРИДЗЕ

КОРИФЕЙ

КОРНЕЕВ

КОРРИДО

КОРЯКИН

КОСЕНКО

КОТОНЬИ

КОЧЕРГА

КОЧЕТОВ

КОЧУРОВ

КРАЙНЕВ

КРАСОВА

Музыкальный словарь ver16