на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


КОНЦЕРТ (нем. Konzert, итал. concerto, букв.- согласие, от лат. concerto - состязаюсь) - 1) произведение, в основе которого лежит контраст звучания полного исполнит. состава и отд. групп или соло либо контраст разл. групп инструментов, вок. или вок.-инстр. состава. Стабильный состав исполнителей в инстр. К., с которым связывается совр. представление об этом жанре (один, реже 2 или 3 солиста с орк.), сложился к кон. 18 в. и сохраняется поныне. Первые упоминания жанра относятся к нач. 16 в.; самая ранняя из известных публикаций К.- многохорные "Concerti" А. и Дж. Габриели (1587) с характерными для венецианской школы пространств. эффектами. Вок. К. не имел чётких отличий от мотета, "священной симфонии" и др. видов композиции. Др. разновидность К., оперирующая малым вок. составом в сопр. basso continue, была создана Л. Вигданой. Традиции концертирования - взаимодействия хор. масс - были продолжены в вок. музыке Г. Шютца, С. Шейдта, И. Г. Шейна, А. Хаммершмидта, И. С. Баха и др. Жанр хор. К. с кон. 17 в. широко применялся в рус. церк. музыке - в многогол. партесном пении. Среди наиб. известных авторов партесного К.: В. Титов, Ф. Редриков, Н. Бавыкин; в 18 в. хор. К. писали М. С. Березовский и Д. С. Бортнянский. Принцип концертирования как диалога солистов в инстр. музыке определился в трио-сонате и распространился на др. инстр. составы (concerti da chiesa, concerti da camera). У А. Страделлы впервые явно наметилось различие между концертирующей группой (concertino) и всем составом (concerto grosso); в дальнейшем назв. "concerto grosso" распространилось на всё произведение. 3-частную структуру К. (соотношение частей: быстро-медленно - быстро) установил А. Вивальди. На концерты Вивальди во многом ориентировались в своих клавирных концертах И. С. Бах и Г. Ф. Гендель (эти произв. определили развитие фп. К.). Гендель создал также органный К. В развитии предклассич. инстр. К. большую роль сыграли соч. сыновей И. С. Баха, композиторов мангеймской школы. Классич. структура К. окончательно утвердилась в творчестве композиторов венской классической школы (инстр. концерты Й. Гайдна, В.А. Моцарта, Л. Бетховена). Конц. цикл 2-й пол. 18- нач. 19 вв., как правило, включал 3 части (без менуэта или скерцо, типичных для сонатно-симф. цикла). Для 1-й части К., как правило сонатного allegro, характерна двойная экспозиция (оркестра и солиста). Части К. содержат каденции (2) солиста. Классич. К. обычно рассчитан на одного солиста (существуют также двойные, тройные К.). В 19 в. появились одночастные (Ф. Лист) и 4-частные (И. Брамс) К. (см. также Концертино, Концертштюк). В процессе эволюции К. наиб. существенным было его взаимодействие с симфонией, в результате которого возник тип концертной симфонии. В 20 в. к жанру К. обращались крупнейшие композиторы - М. Равель, Б. Барток, И. Ф. Стравинский, С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович, А. Шёнберг, А. Берг, А. Веберн и др. Получил распространение жанр К. для оркестра. 2) Публичное исполнение музыки, обычно по заранее объявленной программе, разл. исполнит. составами в спец. помещении. К. как форма обществ. музицирования утверждён впервые придв. музыкантом Дж. Банистером в Лондоне в 1672 для гор. слушателей за входную плату.
1) Раабен Л. Н., Сов. инстр. концерт, [кн. 1-2], Л., 1967-76; Зейфас Н. М., Concerto grosso в творчестве Генделя, М., 1980; Лобанова М., Концертные принципы Д. Шостаковича в свете проблем совр. диалогистики, в сб.: Проблемы муз. науки, в, 6, М., 1985; Тараканов М. Е., Симфония и инстр. концерт в рус. сов. музыке, М., 1988 (в печати); Schering A., Geschichte des Instrumentatkonzerts bis auf die Gegenwart, Lpz., 1927; Engel H., Das Instrumentatkonzert, Lpz., 1932; его же, Das Solokonzert, Kotn, 1964; Hutchingl A., The Baroque concerto, L., 1961. 2) Schwab H. W., Konzert. Offentliche Musikdarbietung vom 17.-19. Jahrhundert, 2Lpz., 1980 (Musikgeschichte in Bildern, Bd 4, Lfg. 2); Salmen W., Das Konzert: Eine Kulturgeschichte. Munch., 1988.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь