на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



КУБЫ МУЗЫКА. Музыка коренного населения (индейцев) не сохранилась. В нар. К. м. различаются креольская, афро-кубинская и афр. музыка (см. Латиноамериканская музыка). Широко известны креольские песенные жанры криолья, гуахира, песня и танец хабанера. В 16-17 вв. получили широкое распространение воен. оркестры, уличные театрализов. зрелища, сопровождавшиеся музыкой, светское музицирование. Расцвет церк. музыки (2-я пол. 18 в.) связан с деятельностью комп. Э. Саласа-и-Кастро. В последней четв. 18 в. существ. место в муз. жизни заняли театр и концерты. В 1776 в Гаване был открыт первый постоянный театр "Колисео" (с 1803 - "Принсипаль"), где ставились итал. оперы, испан., а также кубин. тонадкльи. С созданием в Гаване муз. школы (1814) и первой муз. академии "Санта-Сесилия" (1816) началась подготовка нац. муз. кадров. Нац. комп. школа сложилась в сер. 19 в. Среди её основоположников: М. Саумель Робредо, И. Сервантес Каванаг, Н. Р. Эспадеро. В оперном жанре работали: Э. Санчес де Фуэнтес - затор первой кубин. оперы на нац. сюжет ("Юмури", 1898) и X. Маури Эстсве, впервые использовавший в опере негр. фольклор ("Невольница", 1921). В кон. 19 - нач. 20 вв. активизировалась муз. жизнь Кубы. Были осн. Об-во классич. музыки в Гаване (1866), Бетховенское общество (1872) и Об-во кам. музыки (1S88) в Сантьяго-де-Куба, Нац. конс. в Гаване (1885), 2 оркестра в Гаване - Симфонический (1908) и Филармонический (1923). Композиторы стали шире использовать в своём творчестве муз. фольклор, добиваясь синтеза его с совр. формами европ. музыки. К лучшим образцам К. м. 20 в. принадлежат произведения родоначальников афро-кубинского направления - А. Рольдана и А. Гарсии Катурлы. В 1943 X. Ардеволь организовал совм. с А. Граматхесом и др. музыкантами "Группу муз. обновления" (в нее входили Э. Мартин, А. Леон и др.), ставившую своей целью глубокое освоение фольклора, поиски новых средств для воплощения в музыке нац. особенностей. Новый этап в истории К. м. связан с победой Революции 1959. Были созданы гос. муз. учреждения, содействующие развитию муз. культуры: Ген. дирекция музыки, Департамент музыки Нац. б-ки им. Хосе Марти и др. Большую работу ведёт Дом Америк (орг-ция, объединяющая деятелей иск-па, в т. ч. и музыкантов). Широкую конц. деятельность "едут Нац. симф. орк. (осн. в 1960, рук. - Э. Гонсалес Мантичи, позднее - М. Дучесне Кусан), симф. орк. Нац. театра. Квартет им. А. Рольдана, дух. квинтет, небольшие оркестры в Сантьяго-де-Куба, Санта-Кларс и др. городах, Нац. полифонич. хор, хоры мадригалистов (в Гаване и Сантьяго-де-Куба), "Орфеон", хор Повстанческой армии, самодеят. хоры. В 1962 создан Нац. фольклорный ансамбль (наряду с исполнит. деятельностью проводит работу по собиранию фольклора). В 1960-70-х гг. кубин. композиторы, в т. ч. X. Бланко, К. Фариньяс, Л. Брауэр, М. Дучесне Кусан, испытали влияние зап.-европ. авангардизма. Для совр. муз. практики Кубы характерны изучение фольклора, преломление на нац. почве мирового опыта. Существен вклад ряда композиторов в жанр массовой песни. Среди кубин. музыкантов-исполнителей: в 19 в. - скрипачи X. Уайт, К. X. Д. Бриндис де Салас; в 20 в. - дирижёры Э. Гонсалес Мантичи, М. Дучесне Кусан, Р. Саичес Феррер, пианист С. Тьелес, гитаристы Л. Брауэр, X. Ортега. Муз. кадры наряду с консерваториями (в Гаване и др. городах) готовят муз. ф-т Высшего института искусств (созд. в 1976), Школа хор. пения и Школа повышения муз. мастерства в Гаване, а также многочисл. муз. школы. Издаётся информац. бюллетень "Musica". Регулярно проводятся нац. и междунар. фестивали музыки.
Карпентьер А., Музыка Кубы, пер. с испан., М.. 1962; Пичугин П., Краткий очерк истории кубин. музыки, в сб.: Муз. культура стран Лат. Америки, М., 1974; Культура Кубы. Сб. ст., М., 1979; Григорьева А., Размышления после фестиваля, "СМ", 1987, № 6. П. А. Ахундов.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)
К..

КАСТЕЛЬСКИЙ

КВАРТАККОРД

КВАРТДЕЦИМА

КВИНТАККОРД

КВИНТДЕЦИМА

КЕЛЬТЕРБОРН

КЕРЕСЕЛИДЗЕ

КЛАВИЦИМБАЛ

КНУШЕВИЦКИЙ

КОЛАКОВСКИЙ

КОЛАЧЕВСКИЙ

КОЛОМИЙЦЕВА

КОМИ МУЗЫКА

КОМПРИМАРИО

КОНТРАПУНКТ

КОНТРАТЕНОР

КОНТРАФАГОТ

КОНЦЕРТШТЮК

КРАСНОЩЁКОВ

КУЛАКОВСКИЙ

КУЛЬМИНАЦИЯ

КУРПИНЬСКИЙ

КЮРКЧИЙСКИЙ

ЛАНДСБЕРГИС

ЛЕБЕДИНСКИЙ

ЛЕВИНОВСКИЙ

ЛЕОНКАВАЛЛО

ЛИ ХУАНЬЧЖИ

ЛИДЕРТАФЕЛЬ

ЛИНЕАРНОСТЬ

ЛОБАЧЕВСКАЯ

ЛОДЫЖЕНСКИЙ

ЛОО-ТАЛВАРИ

ЛОПАТИНСКИЙ

ЛОПЕС МАРИН

ЛОПИШ ГРАСА

ЛОС АНХЕЛЕС

ЛУКАШЕВСКИЙ

ЛУНАЧАРСКИЙ

Музыкальный словарь ver16