на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


КЮЙ - казахская инстр. пьеса в традициях нар. или устного проф. творчества. Создателем первых К; легенды называют Коркыта (8 в.). Разл. функции (обрядовые, бытовые, концертные), тематика, возможности инструментов, исполнит. приёмы определили жанровое разнообразие К. Архаичны К.-плачи, К.-прощания, исполняемые на кобызе и шанкобызе в свадебном и похоронном обрядах. Пастушеский быт отразился в К. для сыбызгы ("Чёрный иноходец", "Плач белой верблюдицы"). Классич. К. для кобыза создал в 19 в. Ихлас ("Дума", "Виртуозный кюй"). Многочисл. К. для домбры (праздничные, шуточные, лирические, программные) разделяются на зап.-казахские (монументальные, виртуозные) и вост.-казахские (камерные, песенные). Программные К. создавались на основе легенд, эпич. сказаний, сказок, непосредств. впечатлений от общения с людьми (хвала гостеприимному хозяину), природой ("Волна", "Жёлтая река"). Курмангазы Сагырбаев, Даулеткерей Шигаев, Таттимбет (19 в.) обогатили домбровые К. лирико-психологич. ("Порыв", "Энергия"), героико-бунтарским ("Золотая степь", "Бушующий вал") и общественно-политич. содержанием (о нар. восстаниях, побеге из тюрьмы). В сов. время их традиции продолжила Д. Нурпенсова. Курмангазы Сагырбаев. Кюй для домбры "Бушующий вал". служат источником для творчества сов. композиторов. Изучение К. началось в 1930-х гг., записано неск. сотен образцов. Затаевич А. В., 500 казах. песен и кюев, А.-А., 1931.
Жубанов А., Струны столетий. А.-А., 1958; Казах. нар. инстр. музыка, А.-А., 1964. Е. М. Фраенова.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь