на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ЛАТЫШСКАЯ МУЗЫКА. Древнейшие данные о латышской народной музыке относятся к 11 -12 вв. (археологич. раскопки). Латыш. фольклор включает широкий круг трудовых, календарных (см. также Лиго-песни), семейно-обрядовых, лирических, шуточных, хороводных, танцевальных песен. Преобладает одноголосие, в некоторых р-нах Латвии сохранилось бурдонное 2- и 3-голосие. Метрика текстов основана на хорее, дактиле. Мелодика - речитативная в архаич. песнях, распевная в более новых. Характерны пение и танцы в сопр. ударных бренчащих инструментов (тридекснис и др.). Среди др. нар. инструментов: струн-но-щипковый - кокле; смычковые - скрипка, дига; духовые - стабуле, тауре, ажарагс, дукас (или сому дукас). После вторжения нем. крестоносцев в Латвию (13 в.) развивается католическая, в с периода Реформации (16 в.) протестантская церк. музыка, не оказавшая, однако, большого влияния на традиц. латыш. культуру. С 14 в. в Риге существовал цех гор. музыкантов (куда допускались только немцы). В период феодализма проф. музыка сосредоточивалась в среде нем. знати и бюргерства. В 17 - нач. 18 вв. в столице Курляндского герцогства Елгаве существовал придв. оркестр, ставились оперные и балетные спектакли. В церквах Латвии на протяжении 17-19 вв. было установлено мн. органов. В 1632 впервые опубликована латыш. нар. песня (в кн.: Frid. Меnius, "Syntagma de origine livonorum", Dorpati). С кон. 17 в. в Риге существовало любительское общество Коллегиум музикум, с 1760 - Рижское муз. общество, устраивавшее абонементные симф. концерты. В 1782 был открыт Рижский нем. театр, дававший оперные и драм. спектакли. В этом театре в разное время дирижировали Р. Вагнер, Г. Дорн, Б. Вальтер, Ф. Буш, Л. Блех, Г. Шнефохт, Э. А. Купер. Пастушеская песня. Запись 1781. Развитие латыш. проф. музыки началось с сер. 19 в., когда были открыты учительские семинарии (в 1839 - в Валмиере, с 1849 - в Валке; в 1841 - в Ирлаве). Под влиянием младолатышского движения создавались латыш. певч. общества. В 1873 возникла традиция общелатышских певч. праздников. Ведущим жанром латыш. проф. музыки стала хор. песня (Я. Цимзе, К. Бауманис, Э. Вигнер и др.). Установились тесные связи с рус. муз. культурой. Большую роль в развитии Л. м. сыграли выпускники Петерб. конс. А. Юрьянс (основоположник латыш. кантаты и симф. музыки) и Я. Витол (внёс значит. вклад во все области Л. м.; автор симфонии, 1888; Драм. увертюры, 1895; сюиты "Драгоценные камни", 1924; хоров, фп. музыки). На рубеже 19-20 вв. начали свою деятельность один из классиков латыш. песни Э. Дарзиньш, комп. и фольклорист Э. Мелнгайлис, мастер латыш. песни и один из основоположников нац. оперы Алф. Калниньш, комп. и критик Я. Залитис. В 1912 осн. Латыш. опера. Становлению нац. муз. школы содействовали виднейшие латыш. вокалисты - П. Сакс, М. Вигнере-Гринберга, Р. Берзиньш, А. Кактиньш, М. Брехмане-Штенгеле; скрипачи - Е. Озолс, Я. Балтгайлис, А. Мецс, А. Норитис; альтист А. Юнге; виолончелисты - А. Озолиньш, Э. Берзинскис, О. Фогелманис; пианисты - П. Шуберте, А. Даугулис, Н. Дауге; органист П.-П. Йозуус. В кон. 1910-х гг. началась работа над первыми образцами национальной классики - оперная дилогия "Огонь и ночь" Ян. Мединьша (по драме Я. Райниса, 1919) и сочинения Алф. Калниньша: опера "Банюта" (1919), кантата "Судный день" (1917), симфоническая, вокальная, хоровая музыка. Симфонические оркестры латышских стрелковых частей давали концерты в Риге, Петрограде, Москве и др. городах (дирижёры Т. Рейтере, Я. Рейнхолдс), работала "Опера Советской Латвии" (быв. Латышская опера). Осенью 1919 основана Латвийская консерватория. В период Латвийской республики (1920-30) в творчестве крупнейших композиторов укреплялась демократическая традиция Л. м. Среди лучших опер того времени: "Боги и люди" (1922), "Спридитис" (1927) Ян. Мединьша; "Вайделоте" Яз. Мединьша (1927); "Чудо-птица Лолиты" (1934), "Гамлет" (1936), "В огне" (1937) Я. Калниньша. Появились нац. балеты: "Победа любви" Ян. Мединьша (1935); "Соловей и роза", "Осень" (оба - 1938) Я. Калниньша. В творчестве Я. Витола, Ян. и Яз. Мединьшей, А. Абеле, Я. Калниньша, В. Дарзиньша, П. Барисонса, Я. Иванова, А. Скулте развивалась симф. и кам. музыка. Э. Мелнгайлис, Е. Граубиньш и др. обрабатывали нар. песни. Центром муз. жизни Того времени стала Латв. нац. опера (быв. Латыш. опера). Были основаны орк. Рижского радио (1926), Объединение латыш. композиторов (1923). После провозглашения Советской власти в Латвии (1940) была основана Государственная филармония Латв. ССР (1941). В годы Великой Отечественной войны 1941-45 в Риге был создан балет "Стабурадзе" Алф. Калниньша (1943) и исполнена 4-я симфония ("Атлантида") Я. Иванова (1941). В 1942 в г. Иваново был основан Государственный художественный ансамбль Латв. ССР, в состав которого входили Н. Грюнфельд, А. Я. Лепин, М. Голдинс, Я. Озолиньш и многие др. латышские музыканты. Этот ансамбль пост. в 1943 в Москве первую сов. латышскую оперу "Рута" Грюнфельда. После окончания Вел. Отечеств. войны становятся регулярными Латыш. певч. праздники, с 1960 проводятся также праздники песий и танца школьной молодёжи. Муз. самодеятельность приобрела массовый характер в высокий художеств. уровень. Создаются новые проф. муз. организации и коллективы, конц. залы (в т. ч. помещение Донского собора в Риге). Ведущими мастерами Л. м. являются Я. Иванов (21 симфония, 1933-83), А. Скулте (9 симф., 1954-86; балеты "Сакта свободы", 1950, 2-я ред. 1955; "Гроза весной", 1967; опера "Принцесса Гундега", 1971), М. Зариньш (первые латыш. сов. оратории "Валмиерские герои", 1950, "Махагони", 1965; оперы "К новому берегу", 1955, "Зелёная мельница", 1958, "Beggar's Story", 1965, "Чудо св. Маврикия", 1974, а также различные произв. для органа). Плодотворно работают в разных жанрах А. Жилинскис (оперы "Золотой конь", 1965, "Вей, ветерок!", 1977; оперетты), Л. Гарута, Я. Кепитис, И. Калниньш (оперы "Играл я, плясал", 1977, "Ифигения в Авлиде", 1982; оратории; 5 симф., 1964-79), П. Дамбис (оратории; кам. и хор. музыка), Р. Калсонс (5 симф., 1965-81; концерты для инстр. с орк.), Е. Мединьш, В. Уткин. Симф. и кам. музыку пишут Г. Раманс, А. Гринупс, П. Плакидис, П. Васке, И. Земзарис, Ю. Карлсоне, В. Шмидбергс, А. Энгелманис; хоровую - Алд. Калниньш, В. Каминский; органную - Р. Ермак; эстрадную - Р. Паулс. Среди исполнителей: дирижёры - нар. арт. СССР Р. Глазуп, А. Янсонс, нар. арт. Латв. ССР Э. Тонс, Л. Вигнерс, А. Вилюманис, В. С. Синайский, Г. Орделовскис; хор. дирижёры - нар. арт. СССР И. Кокарс, нар. арт. Латв. ССР Р. Ванагс, Т. Калниньш, Ек. Мединьш, Я. Озолиньш, Д. Гайлис, А. Деркевица, Я. Думиньш, Г. Кокарс, X. Меднис, Э. Рачевскис, И. Цепитис; певцы - нар. арт. СССР К. Зариньш, Ж. Гейне-Вагнере, А. Фринберг, нар. арт. Латв. ССР Э. Пакуль, А. Дашков, Р. Фринберга, засл. арт. Латв. ССР Я. Заберс; пианисты - нар. арт. Латв. ССР И. Граубиня, засл. арт. Латв. ССР Г. Браун; скрипач нар. арт. Латв. ССР В. Зариньш; виолончелисты - народные артисты Латв. ССР Э. Берзинскис, Э. Бертовскис, М. Виллеруш; валторнист народный артист Латв. ССР А. Клишанс; органисты - нар. арт. Латв. ССР Н. Ванадзиньш, П. Сиполниекс. Среди музыковедов: засл. деят. культуры Латв. ССР Е. Витолиньщ, засл. деят. искусств Латв. ССР О. Гравитис, Л. Красинская, Н. Грюнфельд, Л. Карклиньш; А. Клотиньш. В Латв. ССР работают (1988): Латв. театр оперы и балета (1918, с 1989 - Нац. опера Латвии), Рижский театр оперетты (1945); филармония (1941; в её составе: Гос. академич. хор Латв. ССР, ранее - Гос. художеств. ансамбль Латв. ССР; кам. орк., 1967); Гос. академич. симф. орк. Латв. ССР (в 1926-78 орк. Рижского, затем Латв. радио); хор ТВ и радио Латв. ССР (1940); Эстр.-симф. орк. Гос. к-та по ТВ и радиовещанию Латв. ССР Им. Т. Калниньша (1966); ряд фольклорных ансамблей, в т. ч. "Ливлист" (1971), "Скандыниеки" (1976); СК Латв. ССР (1944); Латв. конс. (1919), муз. уч-ща (2 в Риге; в Елгаве, Лиепае, Вентспилсе, Даугавпилсе, Цесисе, Резекне), детские муз. школы.
Витолинь Я., Латыш. нар. песня, М., 1969; Вериня С. Ф. Муз. театр Латвии и зарождение латыш. нац. оперы. Л., 1973; Муз. культура Латв. ССР. Сб. статей, М., 1976; Грюнфельд Н. Э., История латыш. музыки, М., 1978; Бриеде-Булавинова В. В., Оперное творчество латыш. композиторов, Л., 1979; Карклиньш Л. А., Латыш. симф. музыка, Л., 1981; Vitоlins J., Latviesu tautas muzika, (1. 1-Я, Riga, 1958-86. Я. Витолиньш, Л. А. Карклиньш.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь