на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ЛАУДА (итал. lauda, laude - гимн, хвала, прославление) - итал. духовная внелитургич. песня. Была распространена в 13-16 вв. (встречалась и позже, однако утратила прежнее значение). Культивировалась гл. обр. в "братствах" лаудистов. Тексты Л. - стихи, как правило, на итал. яз. (диалекты), реже - на латыни; они нередко пелись на светские нар. мелодии. По строению Л. близка франц. виреле и итал. баллате: она начинается рефреном (итал. ripresa), который повторяется после каждой строфы (исполнялся хором). В 13-14 вв. Л. были одноголосны: в 15 в. появились 2-, 3-гол. Л., в нач. 16 в. - 4-голосные (в изд. О. Петруччи), близкие фроттолам. Большое число многогол. обработок Л. создано во 2-й пол. 16 в. в Риме для конгрегации Ф. Нери. Среди них выделились диалогич. Л., сыгравшие важную роль в формировании итал. (или "вульгарной") оратории (т.е. оратории на итал. текст). Воздействие многогол. стиля Л. обнаруживается в церк, музыке Палестрины (Improperii).
Ливанова Т., История зап.-европ. музыки до 1789, т. I, M., 1983. Лауда. Середина 13 в.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь