на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ЛЕЙТМОТИВ (нем. Leitmotiv, букв. - ведущий мотив) - относительно краткое муз. построение, которое неоднократно повторяется на протяжении муз. произв.; служит обозначением и характеристикой определ. персонажа, предмета, явления, эмоции или отвлечённого понятия. В качестве Л. могут использоваться мелодия (лейттема), гармонич. оборот или отд. гармония (лейтгармония, напр. "тристан-аккорд"), инстр. тембр (лейттембр). Л. чаще всего применяется в муз.-театр. жанрах не 19 в. - в симф. программной музыке. Как муз.-драматургич. приём Л. формируется в кон. 18 в. в поздних операх В. А. Моцарта, а также у композиторов франц. школы: А. Гретри, Э. Мегюля, Л. Керубини и др. Одним из важных муз.-характеристич. средствЛ. стал в 1-й пол. 19 в., напр. в операх П. Шпора, Дж. Мейербера, Э. Т. А. Гофмана, К. М. Вебера. Особенно большую роль Л. и система Л. играли в опере сер. 19 - нач. 20 вв. (Р. Вагнер, Дж. Верди, Ш. Гуно, Ж. Бизе, Ж. Массне, М. П. Мусоргский, П. И. Чайковский, Н. А. Римский-Корсаков, Р. Штраус, К. Дебюсси, А. Берг, Л. Яначек и др.). Л. в симф. произв. широко применяли также Р. Штраус и А. Н. Скрябин.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь