на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ЛИРА - 1) в инструментоведении - обозначение струнных инструментов, струны которых натягиваются параллельно поверхности резонансного корпуса, прикрепляясь сверху к т. н. ярму. Распространены с древнейших времён. 2) Др.-греч. струнный щипковый инструмент. Согласно мифу, изготовлена Гермесом из панциря черепахи (отсюда поэтич. назв. древней Л. - "черепаха") и подарена Аполлону (связывалась с его культом в противоположность "дионисийскому" авлосу). Имела плоский, округлый корпус с кожаной мембраной, от 3 до 11 жильных, кишечных, льняных или конопляных струн. С 5 в. до н. э. для натяжения струн использовались деревянные, костяные, позднее металлич. колки. При игре Л. держали наклонно, поддерживая кожаной перевязью. Согласно изображениям на одних античных вазах звукоизвлечение осуществлялось пальцами правой руки, на других - левой. Игрой на Л. сопровождалось исполнение произв. эпической, а также лирич. поэзии (отсюда термин "лирика"). Позднее вытеснена кифарой. 3) Греч. нар. струнный смычковый инструмент типа лютни. Грушевидный резонансный корпус имеет короткую шейку и головку из одного куска дерева (закрывается декой с 2 серпообразными отверстиями), 1 мелодическую, 2 бурдонные, а иногда и 3 резонансные жильные струны. Особенность - установка душки под подставкой. При игре ставят на левое колено, играют смычком (в прошлом нередко с бубенцами). Использовалась как сольный и ансамблевый инстр., преим. для сопр. танцев. Известна с 10 в. Родственна болг. годулке, югосл. лирице, зап.-европ. ср.-вековой Л. и инструментам, найденным при раскопках в Др. Новгороде (см. Гудок). 4) В ср.-век. Зап. Европе - обозначение разл. инструментов, в т. ч. типа греч. грушевидной смычковой Л., колёсной Л., виолы (15-16 вв.). 5) Колёсная Л. - струнный фрикционный инструмент. Дерев. корпус прямоугольной пли окольной (8-образной) формы снабжён в верх. части верхней (передней) деки коробкой с механизмом и клавиатурой, а также головкой с колками. 1-3 мелодия, струны (одинаковой или разл. настройки) проходят сквозь коробку, где с помощью тангентов, управляемых клавишами, укорачивается их звучащая часть и изменяется высота тона. Звукоизвлечение на мелодических, а также на 1-4 бурдонных струнах осуществляется при механическом (с помощью рукоятки) вращении колеса, которое заменяет смычок и подставку. Колёсная Л. была распространена в Зап. и Вост. Европе приблизительно с нач. 2-го тыс. н. э. в разл. муз. сферах (в монастырях, фольклоре, у придв. менестрелей), в 16-17 вв. использовалась преим. в нар. танц. музыке и бродячими, в т. ч. слепыми, музыкантами; в таком качестве она известна на Украине (реля, рыля), в Белоруссии (лера) и России. Применялась в 18 - 1-й пол. 19 вв. В. А. Моцартом, Г. Доницетти и др. Имеются также смычковая Л. без колеса (швед. - нюкельхарпа), колёсные Л. со скрипичным грифом (без клавиатуры) и разл. усовершенствованные модификации, в т. ч. Л. с органными трубами в мехами внутри корпуса (cep. 18 в.), для которой писал И. Гайдн и др. В.СССР разл. виды модернизиров. Л. используются в ансамблях и оркестрах нар. инструментов, б) Струнный смычковый инструмент, характерный для эпохи Ренессанса и распространённый в Италии и др. зап.-европ. странах в 15 - нач. 17 вв., первоначально типа фидулы или ребека, затем - скрипки, но обычно с 5 мелодическими и 2 бурдонными (внегрифными) струнами, широким грифом, низкой подставкой, головкой в форме листа с колками переднего расположения. Сопрановая и альтовая разновидности назывались "Л. да браччо" и "лироне да браччо". Басовая Л. (лира да гамба, лироне) имела 9-14 мелодич. струн и была известна вплоть до 1-й пол. 18в. Л. применялась как сольный, аккомпанирующий, а также ансамблевый (оркестровый) инструмент. 7) В 18-20 вв. внешние очертания др.-греч. Л. придавались некоторым инструментам совершенно ивой конструкции, напр. гитаре-Л. с корпусом, стилизующим форму др.-греч. Л. (распространена в Европе во 2-й пол. 18 - 1-й пол. 19 вв.), арфе-Л. (гибридный инстр., сочетавший признаки гитары, арфы и лиры, но конструктивно родств. цитре), фортепьяно-Л. (разновидность вертикального фп. в 1-й пол. 19 в.). Л.-глокеншпиль в военно-дух. орк. - портативный металлофон (набор колокольчиков или металлич. пластин, прикреплённых к раме в форме Л.), преемник бунчука, от которого унаследовал пару конских хвостов. Разновидности лиры: 1 - древнегреческая; 2 - средневековая однострунная; 3 - лира да браччо; 4 - колёсная.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь