на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



ЛИТОВСКАЯ МУЗЫКА. Литовский фольклор объединяет трудовые, календарные и семейные обрядовые, лирич., военно-историч. и др. песни, инстр. наигрыши, танцы. Фольклор разл. этнографич. районов Литвы обладает существ. стилевыми различиями. На юге Литвы (Дзукия) распространено одноголосие, существует антифонное пение. На сев.-западе (Жемайтия) и сев.-востоке (Аукштайтия) бытуют песни гомофонного склада. В Аукштайтии сохранилась и наиб, специ-фич. часть литов. фольклора - архаич. полифонич. песни сутартинес (см. Сутартине); существует традиция их исполнения ансамблем духовых инстр. скудучяй, тримитас или струнных щипковых канклес. Среди др. литов. нар. инструментов: духовые - бирбине, даудитер ожрагис, лумздялис, лабаноро дуда, варган бандурелис, ударный шумовой джингулис. Жемайтийская пастушеская песня. После принятия христианства (1387, в Жемайтии - 1413) в Литве распространялись григорианское пение, произв. зап.-европ. музыки; в костёлах функционировали хоры, строились органы. С кон. 14 в. при Вильнюсском кафедральном соборе, а затем и в др. костёльных и монастырских школах было введено обучение пению, позднее - обучение игре на органе. В кн. "Простые слова катехизиса" просветителя и деятеля Реформации М. Мажвидаса (Кенигсберг, 1547; первая книга на литов. яз.) впервые опубликованы литов. духовные песнопения; В 17-18 вв. в вильнюсских костёлах исполнялись пассионы, мотеты) симфонии. Светское музицирование развивается с 14 в., первоначальна при дворах великих князей, где существовали вок.-инстр. капеллы. В 16 в. в Вильнюсе работали Б. Бакфарк, Вацлав из Шамотул и др. музыканты иностр. происх. В 1636 итал. оперная труппа поставила в Вильнюсе первый оперный спектакль "Похищение Елены" (предположительно на муз. М. Скакки). Среди композиторов-любителей 17-18 вв.: К. Рудамина-Дусецкий, А. Гобята. Литов. вельможи содержали собств. труппы, силами которых ставились оперы и балеты (в Несвиже, Гродно, Слониме и др.). Большое значение для развития литов. муз. культуры сыграл Вильнюсский университет (осн. в 1579), в котором ставились муз. спектакли, имелись оркестры, хоры. В 1667 проф этого университета Ж. Ляуксминас опубликовал первый литов. муз. учебник "Ars et praxis musica". Во 2-й пол. 17 в. в Вильнюсе учился и работал комп. и теоретик Н. Дилецкий. В кон. 18 в. при университете открылась семинария для учителей и органистов. В нач. 19 в. в университете преподавались игра на инструментах и музыковедение (И. Д. Холланд, И. Реннер). Издавались первые сборники нар. песен (Кенигсберг, 1825; Вильнюс, 1829), В 19 в. в Вильнюсском гор. театре ставились оперы В. А. Моцарта, К. М. Вебера и др В 1840-58 в Вильнюсе жил польск. комп. С. Монюшко. В 1873-1915 (с перерывом) в Литве действовало отделение РМО. В кон. 19 - нач. 20 вв. выдвигаются крупные литов. композиторы, в творчестве которых была заложена традиция новой нац. музыки, - М. Чюрленис (симф. поэмы "В лесу", 1900, "Море", 1907; струн. квартет, 1902; хор. и фп. произв.), М. Петраускас (первая литов. опера "Бируте", 1906; оперетты, хор. произв.), Ч. Саснаускас, Ю. Науялис. Подъём нац. самосознания в Литве подавлялся царскими властями, вследствие этого популярностью пользовались такие формы культурной жизни, как т. н. сарайные вечера (спектакли и хор. концерты, проводившиеся в сараях). В городах Литвы, в Петербурге, Тильзите, Риге, Варшаве (особенно после отмены запрета на литов. печать в 1904) создавались разл. общества, в т. ч. нелегальные, при которых работали хоры, устраивались муз. вечера. Большой просветительский и организац. вклад в муз. жизнь Каунаса внёс Ю. Науялис - руководитель хора (позднее - общества) "Дайна" и общества органистов, издававшего первую литов. муз. газету "Vargonininkas" (1909-10); он же был основателем курсов органистов (1892) и муз. школы (1919, с 1933 - консерватория). Среди др. муз.-обществ. деятелей: комп. и дирижёр, основатель и директор муз. уч-ща в Клайпеде С. Шимкус; комп. и дирижёр, директор муз. уч-ща и консерватории в Каунасе (1927-37) Ю. Груодис. Открывались муз. школы и курсы органистов и руководителей хоров и в др. городах Литвы. В конце 1918 - начале 1919 работала Музыкальная коллегия Наркомпроса Литвы, в к-рую входили видные музыканты (Ю. Таллат-Кялпша, К. Галкаускас и др.). В период Литовской республики (1919-40) центром культуры стал Каунас (Вильнюс был оккупирован бурж. Польшей). В 1920 осн. Оперный театр (в 1925 сформирована балетная труппа). С концертами выступали оркестры: оперы, Каунасского радио (с 1926), Филармония, общества (1928-34), им. В. Кудирки (1934-35), симф. орк. Каунасской конс., Клайпедского муз. уч-ща, Вильнюсского гор. самоуправления (1940). Расширилось хор. движение, состоялись первые общелитов. певч. праздники (1924, 1928, 1930). В 30-е гг. созданы: оперы "Гражина" (1933), "Радвила Пяркунас" (1937) Карнавичюса, "Три талисмана" А. Рачюнаса (1936), поставлена в новой редакции "Эгле - королева ужей" Петраускаса и Дамбраускаса (1939); балеты - "В вихре танца" Бацявичюса, "Юрате и Каститис" Груодиса, "Сватовство" Дварионаса (все - 1933). Крупные симф. и кам.-инстр. сочинения написали Ю. Груодис, В. Бацявичюс, Ю. Жилявичюс (автор первой литов. симфония, 1922), Ю. Карнавичюс, К.-В. Банайтис, В. Якубенас, А. Рачюнас, И. Набажас, Ю. Гайдялис, Ю. Пакальнис. Вклад в хор. культуру внесли С. Шимкус, Ю. Таллат-Кялпша, А. Качанаускас, Ю. Каросас и др. Началось систематич. собирание и изучение фольклора (Т. Бразис, Я. Чюрлёните, З. Славюнас). Видную роль в культурной жизни играл Союз музыкантов Литвы (под разл. назв.; 1924-40). Современная литовская пастушеская песня. В нач. 1940-х гг. в Литве были открыты Каунасский театр муз. комедии (ныне Каунасский муз. театр), в Вильнюсе - филармония, в составе которой работали симф. орк. (дир. В. Дварионас), хор (рук. А. Будрюнас), ансамбль песни и танца (рук. Я. Швядас). В 1941 началась организация СК (осн. в 1945). В годы Великой Отечественной войны 1941-45 некоторые литов. музыканты эвакуировались, в 1942 в Переславле-Залесском многие из них образовали Гос. художеств. ансамбль Литов. ССР. В 1945 в Вильнюсе открылась Литов. конс. (в 1949 объединена с Каунасской конс.; с 1971 действуют её ф-ты в Клайпеде). С 1946 регулярно проводятся респ. певч. праздники. В 1948 переведён из Каунаса в Вильнюс Литовский театр оперы и балета. Сочинены первые значит. произв. на совр. тематику: оратория "Сов. Литва" (1948) и опера "Марите" (1953) Рачюнаса, балет "На берегу моря" Юзелюнаса (1953), оперетта "Золотое море" Белазараса (1955) и др., а также историч. оперы "Пиленай" Кловы (1956) и "Даля" Дварионаса (1959). Широко известным инстр. произв. того времени стал концерт для скр. с орк. Дварионаса (1948). Начиная с 1960-х гг. творчество литов. композиторов стало разнообразнее по стилю и жанрам, обновился муз. язык, углубился интерес к нар. творчеству. Созданы оперы, среди которых: "Повстанцы" Юзелюнаса (1957, пост. 1977), "Город солнца" Рачюнаса (1965), "Заблудившиеся птицы" Лаурушаса, "На распутье" Палтанавичюса (обе - 1967), "Легенда о любви" Варкаускаса (1974), "Путешествие в Тильзит" Бальсиса (1980); балеты, в т. ч. "Эгле - королева ужей" Бальсиса (1960), "Страсти" Рекашюса (1967); оперетты, мюзиклы. Среди ораторий; "Не троньте голубой глобус" Бальсиса (1969), "Донелайтис" Юргутиса (1974), "Последний языческий обряд" Кутавичюса (1978); среди кантат: "Колыбельная пеплу" Юзелюнаса (1963), соч. В. Баркаускаса, А. Бражинскаса, В. Лаурушаса, А. Мартинайтиса. Авторы симф. и кам.-инстр. музыки: Б. Дварионас, С. Вайнюнас, Ю. Юзелюнас, Э. Бальсис, Ф. Байорас, О. Балакаускас, В. Баркаускас, Б. Кутавичюс, А. Рекашюс, В. и Ю. Юозапайтисы, А. Мартинайтис, В. Монтвила, О. Нарбутайте, М. Урбайтис и др. В области хор. и сольной песни плодотворно работали К. Кавяцкас, И. Дамбраускас, Ф. Байорас, 1 области эстр. музыки - Б. Горбульскис, Т. Макачинас, В. Ганелин. Появились соч. для литов. нар. инстр. (И. Швядас и др.). В Вильнюсе проводятся: Межресп. конкурс пианистов им. М. Чюрлениса (с 1965), респ. Конкурс юных пианистов им. Б. Дварионаса (с 1974); всес. фестивали кам. оркестров, струн. квартетов, органной музыки; в Шяуляе - фестиваль старинной музыки, в Клайпеде - "Муз. весна". Среди исполнителей: дирижёры - нар. арт. СССР Б. Дварионас (также пианист), С. Сондецкис, Ю. Домаркас, нар. арт. Литов. ССР И. Алекса, Р. Генюшас, А. Кленицкис, X. Поташинскас, В; Виржонис; хор. дирижёры - нар. арт. СССР Й. Швядас, нар. арт. Литов. ССР А. Будрюнас, К. Кавяцкас, Ю. Каросас, В. Бартусявичюс, А. Йозенас, А. Крогертас; пианист нар. арт. Литов. ССР С. Вайнюнас; скрипачи - нар. арт. Литов. ССР А. Ливонтас, Э. Паулаускас, Р. Катилюс; органист нар. арт. Литов. ССР Л. Дигрис; певцы - нар. арт. СССР К. Петраускас, В. Но-рейка, В. Даунорас, Н. Амбразайтите, Э. Канява, И. Стасюнас, нар. арт. Литов. ССР Г. Апаиавичюте, Е. В. Чудакова, Э. Саулевичюте, Р. Сипа-рис, Б. Грннцевнчюте, Г. Каукайте, Р. Мариёшюс, И. Милькявичюте, К. Шилгалис, В. Адамкявичюс, К. Гутаускас, А. Содейка, А. Сташкеви-чюте, В. Прудниковас. Среди музыковедов: академик АН Литов. ССР Ю. Гаудрнмас, засл. деят. искусств Литов. ССР Я. Чюрлёните, А. Амбразас, В. Ландсбергис, О. Нарбутене. В Литов. ССР работают (1988): Литовский театр оперы и балета (1920), Каунасский (1940) и Клайпедский (1986) муз. театры; филармония (1940; в её составе: симф., кам. оркестры, 3 струн. квартета, ансамбль старинной музыки "Musica humana", эстр. ансамбли); Каунасский гос. хор (1969), кам. хор "Полифония" (1986), хор и оркестр лёгкой музыки ТВ и радио Литов. ССР (1963); Ансамбль песни и танца "Летува" (1940); Литов. конс. (1933), 4 муз. уч-ща (Вильнюс, Каунас, Клайпеда, Шяуляй), муз.-пед. уч-ще (Паневежис), 3 средние спец. муз. школы (Вильнюс, Каунас, Клайпеда), детские муз. школы. В 1986 в Каунасе открыт Музей старинных литов. инструментов.
Гаудримас Ю., Из истории литов. музыки, т. 1-2, М.-Л., 1964-72; то же, т. 3, [сост. Ю. Ю. Антанавичюс], Л., 1978; Ландсбергяс В., Осн. этапы развития литов. муз. культуры (возможности периодизации), в п.: Прибалтийский музыковедческий сборник, [в.] 1, Вильнюс, 1982; Таuragis A., Lithuanian Music, Vilnius. 1971. Ю. Курокайте. В. Ландсбергис.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)
Л..

ЗНОСКО-БОРОВСКИЙ

ИНДЕЙСКАЯ МУЗЫКА

ИНДОНЕЗИИ МУЗЫКА

ИППОЛИТОВ-ИВАНОВ

ЙЕМЕНСКАЯ МУЗЫКА

КАЗАХСКАЯ МУЗЫКА

КАЛМЫЦКАЯ МУЗЫКА

КАМЕРНЫЙ ОРКЕСТР

КВАРТСЕКСТАККОРД

КВИНТСЕКСТАККОРД

КЕРЕКСКАЯ МУЗЫКА

КОЖАГУЛОВ БИРЖАН

КОМИЧЕСКАЯ ОПЕРА

КОНЦЕРТНАЯ ФОРМА

КОРЯКСКАЯ МУЗЫКА

КУМЫКСКАЯ МУЗЫКА

ЛАТЫШСКАЯ МУЗЫКА

ЛИДИЙСКАЯ КВАРТА

ЛИРИЧЕСКАЯ ОПЕРА

ЛОМБАРДСКИЙ РИТМ

МАРИИНСКИЙ ТЕАТР

МАРИЙСКАЯ МУЗЫКА

МАРКО ДА ГАЛЬЯНО

МАРЦИН ИЗ ЛЬВОВА

МИЛЬДЕР-ХАУПТМАН

МИНЬЯР-БЕЛОРУЧЕВ

МОЗАМБИКА МУЗЫКА

МОСКОВСКАЯ ШКОЛА

НАНАЙСКАЯ МУЗЫКА

НАТУРАЛЬНЫЕ ЛАДЫ

НЕМАЯ КЛАВИАТУРА

НОГАЙСКАЯ МУЗЫКА

ПАКИСТАНА МУЗЫКА

ПЕТРОВА-ЗВАНЦЕВА

ПЕТРОВСКИЙ ТЕАТР

ПРОИЗВОДНЫЕ ЛАДЫ

ПУХОЛЬ ВИЛАРРУБИ

РЕRРЕТUUМ MOBILE

РИМСКИЙ-КОРСАКОВ

Музыкальный словарь ver16