на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ЛЮТОСЛАВСКИЙ (Lutostawski) Витольд (р. 1913) - польск. композитор. Ученик Е. Лефельда, В. Малишевского. В 1932-55 выступал как пианист, а с 1935 и как дирижёр с исполнением своих произв. Один из крупнейших польск. композиторов 20 в. Наиб. значительное из ранних произв. - Симф. вариации (1938). В 1940-х гг. работал в направлении, близком неоклассицизму (1-я симф.), синтезировал его стилистич. черты с нар. ладовым мышлением ("Силезский триптих", Концерт для орк.). С нач. 1960-х гг. разрабатывал новую технику композиции: применял свободно трактованную 12-тоновую серию (впервые в "Траурной музыке"), ограниченную, или контролируемую, алеаторику ("Венецианские игры", "3 поэмы Анри Мишо", струн. квартет; 2-х симфония, 1967; "Книга для оркестра"). Музыку Л. 1970-80-х гг. отличает стремление к расширению эмоц. диапазона, к введению ранее нехарактерной для Л. жанровой конкретности (Концерт для гобоя, арфы и струнных). 1-е пр. Междунар. трибуны композиторов ЮНЕСКО (1959, 1964, 1968, 1985). С 1962 преподаёт в муз. центрах разл. стран. В 1978 и 1981 приезжал в СССР. Чл. жюри многих междунар. конкурсов и фестивалей. Чл. мн. академий искусств, почётный доктор неск. университетов. С 1959 вице-през. Междунар. общества муз. воспитания (1SME), в 1965-69 - Междунар. общества совр. музыки. Гос. пр. ПНР (1952, 1955, 1964, 1978), пр. ММС при ЮНЕСКО (1983, 1985). Для симф. орк. - 3 симф. (1947-84), Концерт (1954), Венецианские игры (I960), Книга для оркестра (1968), Mi parti (1976), Новеллы (1979): для струн. орк. - Увертюра (1949), Маленькая сюита (1951), Траурная музыка (памяти Б. Бартока, 1960); Концерт для влч. с орк. (1970), Концерт для гоб., арфы и 11 струнных (1980), Диалог для скр. с орк. Chain II (1985); трио для гоб., кл и фаг. (1945), струн. квартет (1964); 3 коляды для солистов, хора и кам. орк. (1945), 3 поэмы Анри Мишо для хора и орк. (1963); для голоса или голосов с орк. - Силезский триптих (1951), в т. ч. с кам. орк. - Вытканные слова (1965), Пространство сна (1975); произв. для голоса с фп.; музыка к спектаклям драм. театра и к.-ф. и др.
О roli elementu przypadku w technice komponowania, "Res facta", 1967, № 1; Sur I'orcheur* d'aujourd'hui, RMz, 1968, № 17; Kilka problemow i dziedziny rytmiki, "Res facta", 1982, Ml 9.
Никольская И. И., Творч. эволюция В. Лютославского, в сб.: Актуальные проблемы социалистич. искусства, М., 1978; Kaczynski Т., Rozmowy z W. Lutoslawskim, [Кг.], 1972; Росiej В.. Lutoslawski a wartoic muzyki, [Кr.], 1976; Stuсkу S., Lutoslawski and his music, Camb., 1981. Д. П. Ухов.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь