на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


МАГНИФИКАТ (лат. Magnificat, первое слово текста "Magnificat anima mea Dominum" - "Величит душа моя господа") - церк. песнопение на текст из Евангелия (эпизод Благовещения). Входит в состав вечерни (лат. vesper), в России - на церк.-слав. языке. В практике ср.-век. григорианской монодии (см. Григорианское пение) текст распевался на спец. мелодия, формулы восьми "тонов М.", отличающихся от речитативных псалмовых тонов большей распевностью и развитостью мелодия, оборотов (см. Церковные лады. Псалмодия). Наиб. ранние образцы многогол. обработок мелодии М. относятся к 14 в. (фрагменты анонимных авторов); в 15 в. известны магнификаты Г. Дюфаи, Ж. Беншуа, А. Брюмеля, Ж. Мутона, Н. Гомберта, в 16 в. - Т. Л. Виктории, К. Моралеса, Палестрины, О. Лассо. До 17 в. основой большинства многогол. композиций оставались мелодич. формулы григорианских "тонов М.". Они обрабатывались в 15 в. в стиле фобурдон с мелодией в дисканте, в 16 в. - в развитом мотетном полифония, стиле (см. Мотет). Григорианские мелодии не использовались англ. мастерами - Дж. Брауном, Т. Таллисом и др. Композиции кон. 16 в. - М.-пародии основывались на материале мотетов, светских композиций, непсалмодийном cantus firmut (О. Лассо, К. Деманциус, М. Преториус, И. де Фосса). В 15-16 вв. широко практиковалось альтернативное исполнение М. (как и гимнов, Те Deum), при котором чётные стихи звучали у солиста, нечётные - у хора или наоборот. Хор мог чередоваться с органом, которому поручалось исполнение части стихов (см. об орг. мессе в ст. Месса). М. часто публиковались в виде циклов пьес во всех церк. тонах (С. Дитрих, Л. Зенфль, М. Агрикола). Такие циклы встречаются также в орг. табулатурах 16-17 вв. В протестантском обиходе М. получил распространение в нем. пер. М. Лютера ("Meine Seele erhebt den Herrn..."; напр., 10-я кантата И. С. Баха - "Немецкий магнификат"). 8 многогол. нем. М. принадлежат М. Фракку, латийские - И. Кунау, Д. Букстехуде В Германии в М. часто включали лат. и нем. рождественские песни; следы этой практики - в магнификате И. С. Баха. В русле эстетики барокко находятся магнификаты К. Монтеверди, Дж. Габриели, Г. Шютца, Д. Букстехуде, А. Вивальди,. Г. Ф. Генделя. Предклассич. черты заметны в соч. Дж. Б. Перголези и К. Ф. Э. Баха, симфонизацией жанра отмечен магнификат В. А. Моцарта. Пример романтич. концепции жанра - магнификат Ф. Мендельсона; в 20 в. к жанру М. обращались К. Пендерецкий, Р. Воан-Уильямс. Т. Б. Баранова.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь