на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



МАДАГАСКАРА И ОСТРОВОВ ИНДИЙСКОГО ОКЕАНА МУЗЫКА. Муз. культура этого региона включает музыку гос-в Мадагаскар, Маврикий, Реюньон, Коморские О-ва и Сейшельские О-ва. Она сложилась в результате взаимодействия культур Юж. и Юго-Вост. Азии, Бл. Востока, Вост. Африки и Зап. Европы. Восходит к культуре племён протомалагасийцев, переселившихся на о. Мадагаскар с Индонезийского архипелага в сер. 1-го тыс. н. э. и ассимилировавших коренных жителей острова (выходцев из Вост. Африки). Большая роль отведена музыке в обрядах, церемониях, напр., посвящённых культу предков. Сохранились такие древние муз. инструменты, как римуриму (ударный), курицана и дзедзилава (струнные), а также 2-мембранный барабан конич. формы хазулахи. Значит. влияние на музыку региона оказала в период средневековья араб. муз. культура (острова региона находились на переселении торговых путей, соединявших Бл. Восток и Вост. Африку). К этому времени начала формироваться муз. культура Коморских и Сейшельских о-вов, о. Маврикий (до прихода арабов острова были необитаемыми). Получили распространение араб. исполнит. стили, муз. инструменты уд, гобой, разл. барабаны. Существовала особая форма ансамблевого музицирования на судах (вызвана традицией мореходства). Немаловажная роль отводилась музыке в гос-вах, образовавшихся в 14-17 вв. на о. Мадагаскар: Имерина (пышные муз. представления), Менабе (придв. жен. хоры) и др. При их корол. дворах сложилась традиция проф. искусства, одним из ярких проявлений которой является стиль мпамадина - игра на валихе. Происходило становление важнейших муз. жанров, стилей, форм (муз.-поэтич. состязания хаинститутени, пение беко-бе, танц. форма цикидола, искусство певцов ридза). Музыка малагасийцев преим. диатонична. Характерно 2-гол. пение параллельными терциями. Метр танц. мелодий регулярный, обычно 2-, 4-дольный, песен - чаще 3-дольный; нередко возникает полиритмия. Из песенных жанров популярны торжеств, литании, песни строфич. структуры. Колонизация островов французами (Мадагаскар, Реюньон, Коморские о-ва) и англичанами (Маврикий, Сейшельские о-ва) привела к ослаблению местных традиций. Элементы христианства проникли в традиц. культы, распространились жанры европ. культовой музыки и европ. муз. инструментарий (аккордеон, гитара, фп.). Создавались дух. оркестры, была введена европ. система нотации. В нач. 20 в. на о. Мадагаскар зарождается комп. школа, среди представителей которой - Ж. Д. Рабеманатара, Б. Рабаридзауна. Популярность приобрёл муз.-театр. жанр хира-гаси, в котором объединились черты традиц. малагасийского театра и элементы франц. мюзик-холла (сочетание сольных, хор. эпизодов, акробатич. номеров и речи ведущего - кабари). В культуре о. Маврикий (отчасти и Сейшельских о-вов) особый интерес представляет муз. слой, объединяющий черты азиатской, европ. и афр. (рабы из Вост. Африки были завезены на острова европейцами в 16 в.) музыки. Для него характерны модифицированные европ. вок. стили, песенно-танц. формы сега, мутья. Завоевание народами островов независимости способствовало развитию муз. культуры региона. Вопросами её строительства занимаются Мадагаскарский институт драм. и нар. искусств (осн. в 1964), Об-во поощрения наук и искусств Реюньона, Малая академия Коморских О-вов, Центр традиц. афр. искусства Маврикия, мин-ва культуры республик. Особое внимание уделяется изучению и сохранению традиц. наследия: в уч. заведениях открываются отделения искусств, проводятся фестивали традиц. музыки и конкурсы. Среди муз. коллективов - Нац. ансамбль песни и танца Мадагаскара под рук. дир. П. Раланаримананы (в 1979 выступал в СССР). Среди исполнителей: С. Рандафисон, М. Халисон, А. Ракото, Э. Разафилахи, А. Рацимбадзафи (Мадагаскар); О. Лэтурди (Сейшельские О-ва); Л. Кассамбо (Маврикий).
Сamо P., La protection de la vie locale a Madagascar, musique, danse et fetes traditionnelles indigenes, P., 1931; Mс Lеоd N., The status of musical specialists in Madagascar, "Ethnomusicology", 1964, v. 8, № 3; Merriam A. P., Music, "Africa Report", 1965, v. 10, № 1; Оttenheimer H. J., Culture contact and musical style. Ethnomusicology in the Comoro Islands, "Ethnomusicology", 1970, v. 14, № 3; Suttner K., Musik aus Madagaskar, "Musik und Bildung", 1975, № 1. С. Алпатова.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)
М..

Музыкальный словарь ver16