на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


МАКАМ (араб. - местоположение, позиция; в частности - положение пальца на грифе струн. инструмента) - одно из осн. понятий в араб., тур. и иран. музыке, обозначающее распространённый в этом регионе принцип музицирования и его отд. проявления (см. также Датах). Впервые упоминается в трудах Сафи ад-Дина (13 в.). Понятие М. в араб. муз. культуре имеет неск. семантич. уровней (подобно инд. раге): 1) универсальный принцип развёртывания в араб. классич. музыке, который включает такие аспекты, как модальная (звукорядная) организация (см. Модальность), тип метроритмики (в ансамблевой музыке основанный на определ. ритмоформулах, в сольной - более свободный, речитативно-просодийный), психоэмоциональный модус (5), воплощаемый в мелодии-модели. Осн. эстетич. качества М., с одной стороны, - канонизация, нормативность, с другой - импровизац. свобода. Наиб. последовательно принцип М. реализуется в таксиме; 2) частное значение термина "М."- лад с особой функциональной дифференциацией тонов. Звуки М.-лада подразделяются на группы (ладово-мелодич. ячейки) - главную и второстепенные. Функции тонов (главный, заключит., украшаемый) а каждой из традиций получают спец. обозначения. Приблизительно из 100 (по др. данным, из 200) теоретически возможных ладов араб. музыки употребительны 30-40. Согласно классификации, принятой Комитетом по исследованию араб. музыки (1959), араб. ладовая система включает 9 семейств (по классификации араб. музыковеда X. Тумы - 8): раст, баяти, нахаванд, навасар (накрис), курд, хнджаз, аджам, сика, саба (разновидности объединены общим нижним тетрахордом); 3) жанр, обладающий устойчивыми структурными признаками, напр. "Макам-аль-нраки" ("иракский М.") -вок.-инстр. циклич. форма, основанная на ряде М.-ладов (баяти, хиджаз и др.), возникшая в 17 в. и распространённая в Ираке, а также индивидуальное претворение жанра ("Макам Хиджаз" и т. п.). бытует на обширной территории Бл. Востока, а также Ср. Азия и Закавказья, где на его основе сложилась богатая муз. культура макамата, породившая самостоят. нац. традиции (см. Маком, Мугам, Мукам, Шашмаком).
Тума X. X., Макам..., в сб.: Музыка народов Азия и Африки, в. З, М., 1980; его же, Макам как явление, в кн.: Проф. музыка устной традиции народов Ближнего и Среднего Востока н современность, Таш., 1981; Oransay С, Chronologisches Verzeichnis turkischer Makamnamen, "Ankarer Beitrage zur Musikforschung", 1965, Bd 2; его же, Die melodische Ltnie und der Begriff Makara..., там же, 1966, Bd 3; Sресtоr J., Classical'Ud music in Egypt with special reference to maqamat, "Ethnomusicology", 1970, v. 14, № 2; Elsner J., Der Begriff des Niagara in Xgypten in neuerer Zeit, Lpz., [1973]; его же, Zum Problem des magam, "Acta musicologica", 1975, v. 47, fasc. 2; Wright O., The modal system of Arab and Persian music A. D. 1250-1300, Oxf., 1978. См. также лит. при ст. Таксам. Л. Русанова.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь