на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



МАКАМ (араб. - местоположение, позиция; в частности - положение пальца на грифе струн. инструмента) - одно из осн. понятий в араб., тур. и иран. музыке, обозначающее распространённый в этом регионе принцип музицирования и его отд. проявления (см. также Датах). Впервые упоминается в трудах Сафи ад-Дина (13 в.). Понятие М. в араб. муз. культуре имеет неск. семантич. уровней (подобно инд. раге): 1) универсальный принцип развёртывания в араб. классич. музыке, который включает такие аспекты, как модальная (звукорядная) организация (см. Модальность), тип метроритмики (в ансамблевой музыке основанный на определ. ритмоформулах, в сольной - более свободный, речитативно-просодийный), психоэмоциональный модус (5), воплощаемый в мелодии-модели. Осн. эстетич. качества М., с одной стороны, - канонизация, нормативность, с другой - импровизац. свобода. Наиб. последовательно принцип М. реализуется в таксиме; 2) частное значение термина "М."- лад с особой функциональной дифференциацией тонов. Звуки М.-лада подразделяются на группы (ладово-мелодич. ячейки) - главную и второстепенные. Функции тонов (главный, заключит., украшаемый) а каждой из традиций получают спец. обозначения. Приблизительно из 100 (по др. данным, из 200) теоретически возможных ладов араб. музыки употребительны 30-40. Согласно классификации, принятой Комитетом по исследованию араб. музыки (1959), араб. ладовая система включает 9 семейств (по классификации араб. музыковеда X. Тумы - 8): раст, баяти, нахаванд, навасар (накрис), курд, хнджаз, аджам, сика, саба (разновидности объединены общим нижним тетрахордом); 3) жанр, обладающий устойчивыми структурными признаками, напр. "Макам-аль-нраки" ("иракский М.") -вок.-инстр. циклич. форма, основанная на ряде М.-ладов (баяти, хиджаз и др.), возникшая в 17 в. и распространённая в Ираке, а также индивидуальное претворение жанра ("Макам Хиджаз" и т. п.). бытует на обширной территории Бл. Востока, а также Ср. Азия и Закавказья, где на его основе сложилась богатая муз. культура макамата, породившая самостоят. нац. традиции (см. Маком, Мугам, Мукам, Шашмаком).
Тума X. X., Макам..., в сб.: Музыка народов Азия и Африки, в. З, М., 1980; его же, Макам как явление, в кн.: Проф. музыка устной традиции народов Ближнего и Среднего Востока н современность, Таш., 1981; Oransay С, Chronologisches Verzeichnis turkischer Makamnamen, "Ankarer Beitrage zur Musikforschung", 1965, Bd 2; его же, Die melodische Ltnie und der Begriff Makara..., там же, 1966, Bd 3; Sресtоr J., Classical'Ud music in Egypt with special reference to maqamat, "Ethnomusicology", 1970, v. 14, № 2; Elsner J., Der Begriff des Niagara in Xgypten in neuerer Zeit, Lpz., [1973]; его же, Zum Problem des magam, "Acta musicologica", 1975, v. 47, fasc. 2; Wright O., The modal system of Arab and Persian music A. D. 1250-1300, Oxf., 1978. См. также лит. при ст. Таксам. Л. Русанова.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)
М..

ЛУКАС

ЛУКИН

ЛУККА

ЛУНДУ

ЛУФЕР

ЛУЦИВ

ЛЮБАН

ЛЮЛЛИ

ЛЮССИ

ЛЮТЕР

ЛЮТНЯ

ЛЯДОВ

ЛЯХОВ

ЛЯЭТС

МЁДЛЬ

МАЖОР

МАЗАС

МАЗУР

МАЙЕР

МАКОМ

МАКФИ

МАЛЕР

МАРЕШ

МАРИН

МАРИО

МАРИЧ

МАРКС

МАРТО

МАСКА

МАССЕ

МАТИС

МАТЬЁ

МАУРИ

МАХДИ

МЕЙЕР

МЕЛБА

МЕЛОС

МЕНОН

МЕССА

Музыкальный словарь ver16