на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


МАКОМ - одно из осн. понятий в узб. и тадж. проф. музыке устной традиции; региональная разновидность макана. Термин "М." имеет неск. значений: 1) мелодия-модель, символизирующая определ. философскую, социально-этич. или лирико-психологич. концепцию (напр., Рост - мера красоты и совершенства; Бузрук - величавость и монументальность; Наво - музыка, мелодия жизнеутверждения и др.); 2) 12 наиб. совершенных ладов (число всех ладов - "джамов", известных в теории с 13 в., равно 91): ушшак, нава, бусалик (Абу Салик), раст, ирак, исфахан, зирафканд, бузург, зангула, рахави, хусайни, хиджаз; шашмаком - система 6 ладов: бузрук, раст, наво, дугох, сегох, ирок; 3) образно-эмоц. модус (5), присущий тому или иному ладу; может быть реализован в виде одночастной или многочастной, вок., вок.-инстр. или инстр. форм, исполняемых солистом и (или) ансамблем; 4) жанровая система проф. музыки устной традиции (бухарский шашмаком, хорезмские М., фергано-ташкентские М., а также дутарные М., макомные мелодии для сурная и т. п.).
Вызго Т. С., К вопросу об изучении макомов, в кн.: История и современность. Проблемы муз. культуры народов Узбекистана, Туркмении и Таджикистана, М., 1972; Матякубов О., Хорезмские макомы, в сб.: Проблемы муз. науки Узбекистана, Таш., 1973; его же, Ритмич. и ладовые основы хорезмских макомов, в сб.: Музыка народов Азии и Африки, в. 4, М., 1984; Плахов Ю., К вопросу о ритмич. организации инстр. частей шашмакома, в кн.: Вопросы истории и теории узб. сов. музыки, Таш., 1976; Кароматов Ф., Эльснер Ю., Макам и маком, в сб.: Музыка народов Азии и Африки, в. 4, М., 1984. Р. Матякубов.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь