на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



МАЛЕР (Mahler) Густав (1860-1911) - австр. композитор, дирижёр, оперный режиссёр. Род. в чеш. дер. Калиште, в том же году семья переехала в Иглаву (совр. Йиглава). С 1875 учился в Венской хонс., в т. ч. у Ю. Эпштейна (фп.), в 1878-80 посещал философский ф-т Венского университета. С 1880 оперный дирижёр в Бад-Халле, Любляне, Оломоуце, Касселе, с 1885- в Нем. театре в Праге, с 1886- в Гор. театре в Лейпциге. С 1888 директор Корол. оперы в Будапеште, в 1891-97 1-й дирижёр Гор. театра в Гамбурге. Работа на посту директора Венской придв. оперы (1897-1907) явилась вершиной дирижёрской и режиссёрской деятельности М. и одноврем. периодом расцвета самого коллектива. Вынужденный покинуть театр, М. уехал в Америку. С 1907 дирижёр в "Метрополитен-опера" (первая пост. в 1908), с 1909 также рук. Нью-Йоркского филармонич. орк. Гастролировал как дирижёр (в России в 1897, 1902, 1907). - крупнейший представитель европ. муз. искусства кон. 19 - нач. 20 вв. Творчество М., опирающееся на традиции Л. Бетховена, Ф. Шуберта, Р. Вагнера, А. Брукнера, тесно соприкасается с тенденциями позднего романтизма. Одноврем. в нём зарождаются мн. особенности муз. искусства 20 в., в т. ч. черты экспрессионизма. В центре творчества - непрерывные поиски ответа на коренные вопросы человеческого бытия; тема человеческих страданий связана с трагич. осознанием социальных противоречий эпохи. М. сосредоточил творч. интересы в жанрах симфонии и песни. Создал 9 симф. (10-я не окончена), "Песню о земле" для солистов и орк., песенные циклы. К раннему периоду творчества относятся первые 4 симфонии (1-я, чисто инстр., опирается на муз. материал вок. цикла "Песни странствующего подмастерья"; 2-4-я - вок.-инстр. симфонии, по муз. тематизму и поэтич. текстам отд. частей связаны с вок. циклом "Волшебный рог мальчика"). Для них характерно соединение эмоц. непосредственности и трагич. иронии, жанровой зарисовки и символики. Симфонии среднего периода творчества (5-7-я) составляют инстр. трилогию, интонационно связанную с песенными циклами на сл. Ф. Рюккерта, и носят трагич. окраску. Общечеловеческие коллизии решаются в них через тему личности и судьбы. В 8-й симфонии для воплощения философского содержания используются поэтич. тексты ср.-век. гимна "Veni creator spiritus" (в 1-й части), заключит. сцены 2-й части "Фауста" Гёте (во 2-й части). В соч. позднего периода ["Песня о земле", 9-я (чисто инстр.) и 10-я симф.] нашла выражение тема прощания с жизнью. Сквозное интонац. развитие, вариантность, влияние песенных форм обусловили особенности симфонизма М.: отказ в большинстве симфоний от классич. 4-частного строения, преобразование структуры всего цикла. Усиление линеарности при сохранении гомофонной основы привело к полифония, насыщению фактуры. В оркестре М. нашли выражение 2 тенденции, характерные для нач. 20 в.: расширение орк. аппарата и тяготение к кам. письму. Последняя особенно проявилась в песенных циклах для голоса с орк. и повлияла на муз. творчество совр. композиторов. Симфония - № 1 (1888; 2-я ред. 1896), № 2 (для солистов, хора и орк., 1894; 2-я ред. 1903), № 3 (для контральто, хора и орк., 1896; 2-я ред. 1906), № 4 (для сопрано и орк., 1900; 2-я ред. 1910), № 5 (1902), № 6 (Трагическая, 1904; 2-я ред. 1906), № 7 (1905), № 8 (для солистов, хоров и орк., 1906), № 9 (1909), № 10 (1910, не окончена), Песни о земле (для солистов и орк., 1909); вок. циклы - 14 песен и напевов юношеских лет (для голоса с фп., сл. Р. Леандера, Тирсо де Молины, нар. тексты из "Волшебного рога мальчика", 1880-90), Песни странствующего подмастерья (для голоса с орк., 1883-85), 12 песен из "Волшебного рога мальчика" (для голоса с орк., 1892-98), Семь песен последних лет (для голоса с орк., сл. Ф. Рюккерта и из "Волшебного рога мальчика", 1899-1902), Песни об умерших детях (для голоса с орк., сл. Рюккерта, 1904) и др. 4 Г. Малер. Письма. Воспоминания, [пер. с нем.. Вступит. статья и примеч. И. Барсовой], М., 1968; Мahler Werfel А., О. Mahler. Erinnerungen und Briefe, W., 1949; О. Mahler. Briefe, W.-Hamb., 1982. G. Mahler. Veneichnis der Werke, W, 1958.
Бeккep П., Симфония от Бетховена до Малера, пер. с нем., Л., 1926; Соллертинский И., Г. Малер, Л., 1932; Слонимский С., "Песнь о земле" Г. Малера и вопросы орк. полифонии, в сб.: Вопросы совр. музыки, Л., 1963; Барсова И. А., Симфонии Г. Малера, М., 1975; Роэеншильд К., Г. Малер, М., 1975; Тараканов М., Малер, в сб.: Музыка XX в., ч. 1, кн. 2, М., 1977; Schiedermair L., G. Mahler. Eine biografisch-krilische Wttrdigung, Lpz., 1901; Speсht R., O. Mahler, В., 1913; Ad1er O., O. Mahler, W.-Lpz., 1916; Stefan P., O. Mahler. Eine Studie fiber Pers5nlkhkeit und Werk, Monaco, 1921; Вekker P., G. Mahlers Sinfonien, В., 1921; Nejed1у Z., G. Mahler, Praha, 1958; Mitсhell D., G. Mahler: the early years, L., 1958; eго жe, G. Mahler, The Wunderhorn Years, L., 1975; его жe, G. Mahler songs and symphonies of life and death, L., 1985; Adоrnо Т., Mahler, Fr./M., 1960; A. SchSnberg, E. Bloch, O. Klemperer, E. Ratz, H. Mayer, D. Schnebel, Th. W. Adorno flber G. Mahler, Tubingen, [1966]; Вlaukоpf K., G. Mahler, oder Der Zeitgenosse der Zukunft, W., 1969; его же, Mahler. Sein Leben, sein Werk und seine Welt in zeitgenSssischen Bildern und Texten, W., 1976; La Grange H.-L., Mahler, v. 1, L., 1974, v. 2, P., 1983; Flоrоs C., G. Mahler, Bd 1-2, Wiesbaden, 1977; Eggebrecht H., Die Musik G. Mahlers, Munch., 1982. И. А. Барсова.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)
М..

ЛУНДУ

ЛУФЕР

ЛУЦИВ

ЛЮБАН

ЛЮЛЛИ

ЛЮССИ

ЛЮТЕР

ЛЮТНЯ

ЛЯДОВ

ЛЯХОВ

ЛЯЭТС

МЁДЛЬ

МАЖОР

МАЗАС

МАЗУР

МАЙЕР

МАКАМ

МАКОМ

МАКФИ

МАРЕШ

МАРИН

МАРИО

МАРИЧ

МАРКС

МАРТО

МАСКА

МАССЕ

МАТИС

МАТЬЁ

МАУРИ

МАХДИ

МЕЙЕР

МЕЛБА

МЕЛОС

МЕНОН

МЕССА

МЕШКО

МИЁСИ

МИГАЙ

Музыкальный словарь ver16