на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


МАРИЙСКАЯ МУЗЫКА. До Окт. революции 1917 муз. культура мари была представлена преим. песенными жанрами (трудовые, обрядовые, бытовые, лирич. песни, песни мар. этикета и др.). Map. нар. песни, б. ч. одноголосные, исполняемые в унисон или октаву, отличает богатство ритма и метра. Ладовая основа - пентатоника. Преобладает куплетная форма. Песни делятся на 3 группы: горные, луговые, восточные. Мелодии песен горных мари строятся на квартово-квинтовых, секстовых интонациях, с чередованием простых и смеш. размеров. Мелодии луговых мари отличаются лиричностью, ритмич. ровностью; в отд. р-нах развита импровизациоиность. В песнях вост. мари заметно влияние тат. и башк. муз. культур, ладовая основа - ангемитонная пентатоника; распространён жанр такмак (близкий частушке). Среди нар. инструментов: струкно-щипковый кусле (гусли); струнно-смычковый ковыж (2-струн. скр.); духовые - шувыр (волынка), шиялтыш (свирель), пуч (разл. виды труб), шушпык, тумыр (барабан). Распространены также хроматич. гармоники, баян, балалайка. Первые записи мар. нар. песен сделаны в 19 в. (М. Кроковский, А. Ф. Риттих, Р. Лах). В 1908 А. К. Аптриев составил первый сборник мар. нар. песен ("Сб. черемисских песен"). После Окт. революции 1917 были изданы сборники нар. песен В. М. Васильева (1919, 1923, 1937), И. С. Палантая (1923), Я. А. Эшпая (1933, 1957), К. А. Смирнова (1941, 1951, 1955) и др. Первый мар. проф. композитор - И. С. Палантай (Ключников), ему принадлежат многочисл. песни и хоры, обработки нар. песен. Он был также организатором первого хора (1918); ввёл в марийскую музыку многоголосие. В развитие хор. жанра в республике внесли вклад композиторы А. И. Искандаров, Н. А. Сидушкин. Первые марийские сочинения для симфонического оркестра написали Я. А. Эшпай (сюиты), К. А. Смирнов (2 симфонии, 1947, 1955, и др.). А. Я. Эшпай творчески претворил в ряде симф. произведений нар. мар. мелос (симф. танцы, 1951; концерты для фп. с орк., 1954, 1972; 3-я симфония, 1965; "Песни горных и луговых мари", 1983). В кам. жанрах активно работали комп. Л. Н. Сахаров, К. Р. Гейст, Н. А. Сидушкин. Первую нац. оперу "Акпатыр" (1963) написал Э. Н. Сапаев, первый нац. балет "Лесная легенда" (1971) -А. Б. Луппов. Среди мар. композиторов: И. Н. Молотов (опера "Элнет", 1970; симф. поэмы), В. П. Куприянов, В. П. Данилов, В. М. Алексеев, В. Д. Кульшетов, С. Н. Маков, А. К. Яшмолкин, А. В. Незнакин, Ю. С. Евдокимов, В. А. Захаров. Свадебная песня "Крыльцо своё чистым держи". Запись Я. А. Эшпая. В республике работают (1988): Муз. театр (1971), Хор. общество (1958), филармония (1939), вок.-хореографич. ансамбль "Мари Эл" (1939), Map. хор. капелла (1981); СК Map. АССР (1940); Муз. уч-ще (1931), детские муз. школы, в т. ч. 3 школы искусств.
Эшпай Я. А., Нац. муз. инструменты марийцев, Йошкар-Ола, 1940; Гейст К., Муз. культура Map. АССР, в сб.: Муз. культура автономных республик РСФСР, М., 1957; Герасимов О. М., Нар. песня в хор. творчестве мар. композиторов, Йошкар-Ола, 1979; его же, Муз. культура мари..., Йошкар-Ола, 1983. Т. С. Макарова.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь