на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


МАРШ (франц. marche, букв. - шествие, движение вперёд) - муз. жанр, служащий обычно для обеспечения синхронного движения большого числа людей (движение войск в строю, разл. рода шествия). Отличается строго размеренным темпом, чётким ритмом. Обычно размеры 2/4, 4/4, C и 6/8, типична простая или сложная репризная 3-частная форма (см. Простые формы, Сложные формы). Музыка крайних частей, как правило, носит бодрый, мужественный, активный характер, средняя часть (трио) отличается напевностью. М. является одним из главных жанров военной музыки, имеет разновидности: строевой, походный, встречный, а также похоронный (траурный). М. уже на относительно раннем этапе развития вышел за пределы чисто прикладных задач, став также жанром сценической (опера и балет), бытовой и конц. музыки, что разнообразило его формы, обогатило содержание и средства выражения. М. встречаются в операх Г. Ф. Генделя, К. В. Глюка, В. А. Моцарта, Л. Бетховена, Л. Керубини, Г. Спонтини, Щ. Гуно, Дж. Мейербера, Р. Вагнера, Дж. Верди, Дж. Пуччини, М. И. Глинки, П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова, С. С. Прокофьева и др., а также среди инстр. соч. Й. Гайдна, В. А. Моцарта, Л. Бетховена, Ф. Шуберта, Ф. Мендельсона, Р. Вагнера, Р. Штрауса, Э. Грига, П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова, А. К. Глазунова и др. Яркие образцы траурного М. создали Л. Бетховен, Ф. Шопен, Г. Малер. Сов. композиторы внесли большой вклад в развитие М. Военные М. писали С. А. Чернецкий, Н. П. Иванов-Радкевич, В. С. Рунов, Ю. А. Хайт, А. И. Хачатурян; концертные - М. М. Ипполитов-Иванов, Р. М. Глиэр, С. Н. Василенко, С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь