на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


МЕГЮЛЬ, Меюль (Mehul) Этьен (1763-1817) - франц. композитор, муз.-обществ. деятель. Чл. Ин-та Франции (1795). В 1778 обосновался в Париже, сблизился с К. В. Глюком, пользовался его советами (позднее занимался у Ж. Ф. Эдельмана). Как клавесинист участвовал в любительских концертах. Во время Великой франц. революции руководил массовыми муз. празднествами, был одним из основателей Парижской конс. (с 1795 её инспектор), писал марши и увертюры для дух. орк. Нац. гвардии, революц.-патриотич. гимны и песни. Его "Походная песня" (1793) пользовалась наряду с "Марсельезой" всенар. признанием. Создал 45 опер (преим. в жанре комической оперы), из которых выделяются "Стратоника" (1792), "Ариодант" (1799), "Иосиф" (1807; часто под назв. "Иосиф в Египте"), Творчески претворяя традиции Глюка, М. внёс в жанр комич. оперы мужественное, героич. начало, обогатил её экспрессивной напевно-декламац. мелодикой. Стремясь к единству муз.-драм. действия, использовал лейтмотивы. Оперы (пост. в Париже) - Эфросина и Корадин, или Исправленный тиран (1790), Стратоника (1792), Арводант (1799), Два слепца из Толедо (1806), Иосиф (1807) в др.; балеты - Суд Париса (1793), Персей и Андромеда (1810) и др.; кантаты; симфонии, увертюры и др. произв. для орк.; песни и др.
Радиге А., Франц. музыканты эпохи Великой франц. революции, пер. с франц., М., 1934. Е. Ф. Бронфин.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь