на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


МЕЛОДИЯ (греч. - напев, песня и - пение, песня) - одноголосно выраженная муз. мысль (по И. П. Шишову, 1927). В одноголосии М. составляет всю музыку и как понятие тождественно ей (см. также Монодия, 3). В гомофонии М. - тот голос, который концентрирует в себе осн. содержание муз. мысли. Полифония - "ансамбль мелодий" (по С. С. Скребкову), где каждый голос - М. Пение, напев, мелос, М. - коренные выразители собственно муз. начала. Многогранная сущность М. раскрывается в осн. значениях термина: 1) М. - ряд последовательно изложенных звуков, связанных в единое целое (М.-линия, М.-горизонталь, в отличие от ряда звуков в одновременности - вертикали, аккорда; см. Горизонталь и вертикаль); 2) М. в гомофонии, в аккордовом складе музыкальном - гл. голос (напр., в выражениях "М. и сопровождение", "М. и аккомпанемент", "М. и бас", "мелодич. положение" аккорда), обычно верхний (хотя др. голоса - тоже связные, мелодизированные последования звуков); 3) М. - смысловое, образное единство, собственно муз. мысль, развёртывающееся (одноголосно) во времени содержательно неделимое целое. Многослойная природа М. как синкретич. муз. явления, способного "представлять" музыку в целом, отражает в "снятом" виде последовательность важнейших этапов истории муз. искусства. Возникнув как первичная форма музыки, М. сохраняет следы изначального единства со словом (речью, стихом), физическим (природным) ритмом (пульса, дыхания, шага) и танц. движением. Наиб. общие законы муз. мышления, проявляющиеся в М., обнаруживают глубинное родство с принципами понятийно-логич. мышления (не случайно правила ораторского искусства, касающиеся расположения частей речи, украшения, художеств. шлифовки текста с помощью риторич. фигур, тождественны правилам риторики музыкальной). М. - средоточие муз. интонирования; в асафьевском понятии интонации вскрыта общность непосредственно жизненного (социального) и условно художеств. (музыкального) содержания звуковой речи. Подобно речи, М. является обращением к слушателю с целью воздействовать на него; выразительность М. связана с определ. эмоц. тонусом. Связь М. и речи сказывается в том, что средняя величина мелодич. фразы (исходного тематич. ядра) ориентирована на длительность человеческого дыхания. Связь М. со стихом проявляется в структуре коренной для музыки песенной формы (см. Форма музыкальная). Выделившись из древнего синкрезиса, М. тем не менее сохранила общность со стихом и телодвижением (в ходьбе, танце) - метроритмич. организацию (по словам X. Бюлова, "в начале был ритм"). "Порядок в движении" (по Платону) - то общее, что естественно скрепляет эти три области. Специфич. звуковысотные предпосылки мелодич. интонирования, отличающие М. от речи, - муз. строй (ступенчатый ряд высот, точно выражаемых числами) и особенно лад; вне лада (гармонии) М. низводится на домузыкальиый уровень, мелос превращается в примитивный линеаризм. Ритмич. и ладовогармонич. интонационность стала осн. средством, раскрывающим содержание М., поэтому неправомерно рассматривать мелодич. голос (даже главный) в отрыве от комплекса всех голосов многогол. музыки. Полноценное изучение М. возможно лишь в контексте науки о муз. форме в целом, путём комплексного изучения музыки в единстве всех её элементов, формы и содержания, жанровых и стилистич. особенностей (см. Анализ музыкальный). - явление многосоставное по своей природе. Наиб. специфич. компонент М. - звуковысотная линия, др. компоненты (метр, ритм, темп, лад, гармония, тембр, синтаксис, тематизм, жанровые детали, динамика, агогика и т. д.) являются самостоятельными элементами музыки; однако сущность М. - не в её отд. компонентах, а в синкретич. единстве их всех. В многоголосии звучание др. голосов также весьма существенно для выразительности М.: напр., идущий от баса к М. "поток гармонич. излучения" придаёт ей "теплоту", чувственную полноту, эмоц. насыщенность - качества, которые иногда ошибочно приписываются одной лишь М. Мелодич. линия состоит из закономерных подъёмов и спадов, отражающих тонкие нюансы нарастаний и затиханий, согласно первичным динамич. свойствам изменений вок. регистра (то же и в разговорной речи): усиление, напор при повышении линии и ослабление, смягчение при движении вниз. В М. особое значение имеет интервал секунды (уже муз. строй образуется рядом секунд). В связи со свойствами секунды (противоречие между её звуками прежде всего в обычной диатонич. системе, см. Диатоника) в М. при ходе на этот интервал возникает эффект стирания последующим звуком "следа" предыдущего; отсюда - впечатление "перелива" одного звука в другой, плавной мелодич. текучести, движения. Ход по секундам составляет конструктивную основу М. на разных структурных уровнях: в глубинной основе лежит секундовая "первичная линия" (по Г. Шенкеру), или "ведущая опорная линия" (по И. В. Способину), вокруг которой располагаются побочные линии-"ветви", отходящие от "мелодич. ствола". В древних мелодиях секундовый ствол часто прорастает из исходного высокого звука (по греч. теории "гегемона", по Шенкеру - "головного тона"); древнейшая модель М. - нисходящая линия: Русская народная песня "У ворот сосна раскачалася". Истинный исток и неисчерпаемая сокровищница М. - вар. муз. творчество. Нар. М. являются выражением глубин коллективного нар. сознания, возникающей естеств. путём "природной" культурой, к-рая питает проф. комп. музыку. Важную часть рус. нар. творчества составляют старинные крестьянские М., в которых глубина и непосредственность чувства органически связаны с красотой и богатством М. С раннехрист. монодии закрепляется др. тип мелодия, линии - симметричный, уравновешенный. От типа нисходящей линии этот арочный тип отличается более разработанным участком подъёма к гл. опорному тону (реперкуссе). К арочному типу примыкают многие др.-рус. М. Древние типы М. связаны с монодич. модальными ладами, в которых осн. опорный тон (господствующий) по степени спорности может не уступать конечному тону (финалису). Этим обусловлено доминирование принципа переменности ладовых опор (и простой - внутри строки-отдела М., и составной - при чередовании строк): Ирмос знаменного распева, глас 3-й. Основные господствующие и конечные тоны (по строкам): I. е - Н; 2. е - f; 3. f-с; 4. с(е) - Н. европ. музыки 17-19 вв. "представляет" уже не монодич. формулы, а развитую многогол. гармонич. структуру (по словам П. И. Чайковского, "Мелодия никогда не может явиться в мысли иначе, как с гармонией вместе"). На М., одногол. линию, проецируется вся аккордовая гармония; она становится ладовой моделью. Строение М., опирающейся на гармонию: Й. Чайковский. 4-я симфония, 2-я часть. Развитие европ. мелодики 17-20 вв. проходит ряд историко-стилевых стадий. Своеобразием отмечены индивидуальные мелодич. стили И. С. Баха, В. А. Моцарта, Л. Бетховена, Ф. Шуберта, Ф. Шопена, Р. Вагнера, М. И. Глинки, М. П. Мусоргского, П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова, С. В. Рахманинова, С. С. Прокофьева и др. Мелодика в музыке 20 в. необычайно многообразна; в ней сосуществуют древние типы М. (И. Ф. Стравинский, Б. Барток), совр. тональная (С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович, П. Хиндемит, совр. сов. композиторы), неомодальная (О. Мессиан), разного рода 12-тоновая мелодика (новая венская школа, поздние соч. Стравинского, К. Штокхаузен, П. Булез, Э. В. Денисов, С. А. Губайдулина, А. Г. Шнитке, Р. К. Щедрин), мелодика массовой, джазовой песни, совр. мелодика смешанных техник.
Гунке И., Учение о мелодии, в кн.: Полное руководство к сочинению музыки, СПБ, 1863; Металлов В. М., Осмогласие знаменного роспева, М., 1899; Шишов И., К вопросу об анализе мелодич. строения, "Муз. образование", 1927, № 1-4; Мазель Л. А., О мелодии, М., 1952; Асафьев Б. В., Речевая интонация, М.-Л., 1965; Зак В. И., О мелодике массовой песни (опыт анализа), М., 1979; Христов Д., Теоретич. основы мелодики, (т. 1], (пер. с болг.), М., 1980; Xолопова В. Н., Мелодика, М., 1984; Дьячкова Л. С., Мелодика, М., 1985; Schenker Н., Neue musikalische Theorien und Phantasien..., Bd 3, W., 1956; Szabolcsi В., Bausteine zu einer Geschichte der Melodie, Bdpst, 1959; Abraham L. U., Dahlhaus C., Melodielehre, Koln, 1972. Ю. Н. Холопов.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь