Музыкальный словарь: 
А.. 
Б.. 
В.. 
Г.. 
Д.. 
ЕЁ.. 
Ж.. 
З.. 
И.. 
Й.. 
К.. 
Л.. 
М.. 
Н.. 
О.. 
П.. 
Р.. 
С.. 
Т.. 
У.. 
Ф.. 
Х.. 
Ц.. 
Ч.. 
Ш.. 
Щ.. 
Э.. 
Ю.. 
Я..
Музыкальная энциклопедия: 
А.. 
Б.. 
В.. 
Г.. 
Д.. 
ЕЁ.. 
Ж.. 
З.. 
И.. 
Й.. 
К.. 
Л.. 
М.. 
Н.. 
О.. 
П.. 
Р.. 
С.. 
Т.. 
У.. 
Ф.. 
Х.. 
Ц.. 
Ч.. 
Ш.. 
Щ.. 
Ы.. 
Э.. 
Ю.. 
Я..
| МЕНУЭТ (франц. menuet, от menu - маленький, мелкий; menu pas - маленький шаг) - старинный франц. нар. танец. Произошёл от т. н. бранля Пуату (нар. хороводный танец провинции Пуату). При Людовике XIV стал придв. танцем (ок. 1670). Муз. размер 3/4. Музыку М. создавали мн. композиторы (первым - Ж. Б. Люлли, 1673), вводили в муз.-сценич. произв. (Люлли, К. В. Глюк), в сюиты (Г. Муффат, И. Пахельбель). В России появился в нач. 18 в. (М. танцевали на ассамблеях Петра I). Как самостоят. инстр. форма М. первоначально складывался из 2 частей по 8 тактов с повторениями каждой части (Люлли, Ж. Ф. Рамо, Ф. Куперен). В процессе усложнения формы возникли 3-частные М. da capo (в сюитах И. С. Баха, Г. Ф. Генделя). М. подобной структуры вошёл в симфонии композиторов мангеймской школы (в качестве заключит. части) и венской классической школы (одна из ср. частей). Й. Гайдн, В. А. Моцарт, Л. Бетховен вводили М. в др. орк. циклы (кассации, дивертисменты, серенады) и в произв. камерных жанров (сонаты, трио, квартеты). У Гайдна М. приобрёл юмористич. окраску, сближаясь с нар. танцем, у Моцарта и Бетховена носил более лирич. характер, иногда заменяя медленную часть. В симфониях Бетховена (кроме 1-й и 8-й) место М. занимает скерцо. К кон. 19-20 вв. М. как инстр. форма используется редко (Ж. Бизе, К. Дебюсси, М. Равель). Образцы М. встречаются у рус. и сов. композиторов - у П. И. Чайковского (в сюите "Моцартиана", фп. пьесах ор. 51), в романсе С. И. Танеева "Менуэт", у С. С. Прокофьева (в фп. цикле ор. 32, балете "Ромео и Джульетта"), |