на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


МЕССА (позднелат. missa, от лат. mitto - посылаю, отпускаю; итал. messa; франц. messe; нем. Messe; англ, mass) - центральный обряд суточного богослужебного цикла католич. церкви, в котором, как правило, важная роль отводится музыке. М.-служба аналогична правосл. литургии (прототип обряда - евангельский эпизод Тайной вечери). М. состоит из ординария (разделы, текст которых должен звучать ежедневно) и проприя (разделы, текст которых меняется в течение года в зависимости от праздника; см. схему). Текст М. обычно поётся (Missa solemms, или cantata, высокая, торжественная М.), но в некоторых случаях читается (Missa bassa, или lecta, - низкая М.). Осн. разновидности М. - реквием (заупокойная служба - missa pro defunctis), краткая М. (missa brevis; включает только Kyrie и Gloria; принята в нем. протестантской церкви), "хоральная" М. (использует в качестве cantus firmus нем. гимны в протестантской службе). Муз. оформление М. складывалось в практике григорианского пения. В ср.-век. М. представлены все виды григорианского хорала: речитатив и псалмодия, антифонное (интроит и коммунио) и респонсориальное (градуал, аллилуйя, офферторий) пение. Общая схема римской мессы (римскими цифрами обозначено традиционное членение мессы на 4 крупных отдела) С; появлением многоголосия в Европе григорианские песнопения М. стали обрабатывать в виде органума, дисканта (школы Нотр-Дам, Лиможская, Шартрская). К 14 в. относятся первые образцы полных хор. многогол. циклов ординария; среди них - анонимная Турнейская месса, месса Г. де Машо. С этого времени М. называют хор. циклы на текст ординария или (редко) проприя (напр., "Choralis Constantinus" Изака). Преобладающий тип композиции в 14-15 вв. - М. на cantus firmus, первоначально григорианский, а с нач. 15 в. и до Тридентского собора (1545-63) - светского происхождения (мелодии шансон, Lied; см. Возрождение). В творчестве композиторов нидерландской школы (Г. Дюфаи, Й. Окегем, Я. Обрехт, Жоскен Депре) месса-ординарий формируется в целостный, замкнутый цикл с особыми принципами объединения - единым cantus firmus, сходными начальными оборотами (motto), сквозным проведением попевок. Мессы-пародии используют не одногол., а многогол. источник; (обычно шансон). В кон. 15-16 вв. появились М. без cantus firmus ("Mi-Mi" Окегема, "Месса папы Марчелло" Палестрины), иногда с использованием техники канона ("Missa prolationum" Окегема, "Ad fugam" Палестрины). Кроме хор. исполнения a cappella, M. этого времени допускали участие инструментов, в нотах не указанных и дублировавших хор. партии. Сложилась традиция замены в отд. разделах М. хор. звучания органным (во 2-м и 5-м Kyrie, 1-м Christe, в нечётных, кроме 1-й, строках Gloria в т. д.). Части М., исполнявшиеся на органе в т. н. альтернативной манере (антифонно с хором), составляли органные М, - сначала в виде обработок григорианского хорала (16 в.), затем с включением импровизационных (токкат, прелюдий), полифония, (ричеркаров, канцон) жанров (Дж. Фрескобальди), а у франц. композиторов кон. 17-18 вв. - светских пьес (речитативов, арий, танцев; Ф. Куперен). В дальнейшем М. претерпела эволюцию, обитую для всех церк. жанров (см. Церковная музыка); в искусстве барокко - в сторону концертности (сближение с оперой, использование монодии, введение самостоят. инстр. номеров, чередование сольных и хор. эпизодов, расширение орк. партии; К. Монтеверди, Ф. Кавалли, А. Кальдера, А. Скарлатти, "Высокая месса" h-moll Баха), во 2-й пол. 18 - нач. 19 вв. - в сторону симфонизации жанра (мессы Й. Гайдна, В. А. Моцарта, "Торжественная месса" Бетховена). В 19 в. М. испытала влияние эстетики романтизма (К М. Вебер, Ф. Шуберт, Ф. Лист, С. Франк, А. Брукнер). В 20 в. наряду с развитием романтич. традиций (Ш. М. Видор, Л. Вьерн) в жанре М. отчётливо проявились и тенденции неоклассицизма (А. Казелла, И. Ф. Стравинский, Ф. Пуленк).
Бобровницкий И. М., О происхождении и составе римско-католич. литургии и отличии её от православной, К., 1873; Иванов-Борецкий М. В., Очерк истории мессы, М., 1910; Друскин М. С., Пассивны и мессы И. С. Баха, Л., 1976; Теоретич. наблюдения над историей музыки. Сб. статей, М., 1978; Евдокимова Ю. К., Симакова Н. А., Музыка эпохи Возрождения: Cantus prius factus и работа с ним, М., 1982; Симакова Н., Вок. жанры эпохи Возрождения, М., 1985; Wagner P., Geschichte der Messe, Bd 1, Lpz., 1913; Fellerer К. G., Die Messe. Ihre musikale Gestalt vom Mittelalter bis zur Gegenwart, Dortmund, 1951. См. также лит. при ст. Полифония. Т. Б. Баранова.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь