на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


МЕССИАН (Messiaen) Оливье (р. 1908) - франц. композитор, муз. теоретик, органист, педагог. Чл. Ин-та Франции (1967). Окончил Парижскую конс. (1930), ученик П. Дюка (композиция), М. Дюпре (орган). Был органистом собора Ла-Трините в Париже. Входил в творч. объединение "Молодая Франция". В 1940-41 находился в лагере для военнопленных (здесь написан "Квартет на конец времени"). С 1942 проф. Парижской конс. (гармония, муз. анализ, муз. эстетика, муз. психология). Среди учеников: П. Булез, К. Штокхаузен, Я. Ксенакис. На формирование творч. личности М. большое влияние оказали теология, и пантеистич. идеи. Духовные искания композитора нашли отражение в фп. цикле "Двадцать взглядов на младенца Иисуса", в орк.-хор. соч. "Три маленькие литургии" (оба - 1944) и др. произв. Увлечение культурой Др. Востока (древней философией, музыкой), в т. ч. индийской, японской, а также лат.-американской, проявилось в создании таких произв., как вок. цикл "Ярави" (1945), симфония "Турангалила" для волн Мартено, фп. и орк. (1948). Любитель и знаток птиц, М. изучал повадки, голоса птиц, посвятил им неск. соч.: "Каталог птиц" для фп. (тетр. 1-7, 1956-58), "Экзотические птицы" для фп., ударных и дух. инстр. (1956) и др. Музыка М. основана на сложных ладовых и ритмич. структурах. В кн. "Техника моего муз. языка" (1944) М. формулирует теорию т. н. ладов ограниченной транспозиции, полимодальности (это понятие ввёл М., см. Полиладовость), в "Трактате о ритме" (1948) - систему необратимых ритмов, ведущих к полиритмии. В 80-х гг. М. обратился к муз. театру - написал монументальную оперу "Св. Франциск Ассизский" (1983, Париж; либр., эскизы костюмов и декорации М.). Блестящий органист-импровизатор, а также пианист, он много концертировал (один из лучших интерпретаторов собств. соч.). Пр. ММС при ЮНЕСКО (1985). Пр. Э. фон Зименса Баварской академии искусств и др. Для хора и орк. - Три маленькие литургии (для жен. хора, фп. соло, волн Мартено, струн. орк. и ударных, 1944), оратория Преображение господа нашего (1969); для орк. - Хронохромия (1960), Цветы града небесного (1963), Из ущелий к звёздам (1974); для инстр. с орк. - симф. Турангалила (волны Мартено, фп., 1948), Пробуждение птиц (фп. 1953), Чаю воскресение мертвых (для дух. орк. и ударных; к 20-летию окончания 2-й мировой войны, 1965); Экзотические птицы (для фп., ударных и дух. инстр., 1956); кам.-инстр. ансамбли; для фп. - Двадцать взглядов на младенца Иисуса (1944), Каталог птиц (тетр. 1-7, 1956-58) и др.; произв. для органа, для голоса и фп. и др.
Technique de mon langage musical, v. 1-2, P., 1944; Traite de rythme, v. T-2, P., 1948, и др.
Холопов Ю. Н., Симметричные лады в теоретич. системах Яворского и Мессиана, в сб.: Музыка и современность, в. 7, М., 1971; Серов Д., Встреча с О. Мессианом, "СМ", 1982, № 2; Мелик-Пашаева К. Л., Творчество О. Мессиана, М., 1987; Екимовский В., О. Мессиан, М., 1987; Rоstand С., О. Messiaen, P., 1957; Samuel С., Entretiens avec О. Messiaen, P., 1967. И. А. Медведева.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь