на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


МИЙО (Milhaud) Дариюс (1892-1974) - франц. композитор, дирижёр. Чл. Академии изящных искусств (1972). Учился в Парижской конс. у А. Жедальжа, Ш. М. Видора (композиция), П. Дюка (дирижирование), в "Схола канторум" у В. д'Энди. В 1916-18 в качестве секретаря посла Франции (поэта П. Клоделя) находился в Бразилии. Знакомство с музыкой Юж. Америки нашло отражение в "Бразильских танцах", балете "Бык на крыше" и др. Один из членов "Шестёрки". Участвовал в работе Народной музыкальной федерации. Выступал как дирижёр (в СССР в 1926, с исполнением собств. произв.). В годы 2-й мировой войны 1939-45 эмигрировал в США. В 1945-62 проф. Парижской конс. Один из крупнейших франц. композиторов 20 в. Разделял бунтарские устремления "Шестёрки", испытал влияние музыки И. ф. Стравинского, пришёл впоследствии к более уравновешенному стилю. В его музыке, нередко политональной, ритмически импульсивной, чётко прослеживается фольклорная основа. М. зачастую обращался к нар. мелодиям и ритмам, к темам и образам франц. муз. классики. В творчестве сильны гражданственные мотивы: 4-я симфония, посв. 100-летию Революции 1848; кантата "Огненный замок" - памяти жертв фаш. концлагерей, "Кантата о мире" (1937); "Ода погибшим на войне" (1963) и др. Оперы - Эвмениды [3-я часть трилогии "Орестея", по Эсхилу, в пер. П. Клоделя, 1922, конц. исп. 1949, Брюссель; трилогия полностью (1-я и 2-я ч.- трагедии Агамемнон и Хоэфоры, с музыкой М.), 1963, Зап. Берлин], Несчастья Орфея (1924, пост. 1926, Брюссель), Бедный матрос (1927, Париж), 3 оперы-минутки: Похищение Европы (1927, Баден-Баден), Покинутая Ариадна и Избавление Тесея (1928, Висбаден), Христофор Колумб (1930, Берлин), Максимилиан (1932, Париж), Боливар (1943, пост. 1950, там же), Давид (1953, пост. 1955, Милан), Преступная мать (1966, Женева) м др.; балеты - Бык на крыше (1920, Париж), Сотворение мира (1923, там же), Голубой экспресс, Салат (оба - 1924, там же), Колокола (1946, Чикаго), Ветвь птиц (1959, пост. 1965, Ницца) и др.; кантаты, в т. ч. Кантата о мире (1937), Кантата сына и матеря (1938), Кантата о войне (1940), Огненный замок (1954), хор. симф. Мир на земле (1963); для орк. - 12 симф. (1939-61) и др.; концерты с орк.; кам.-инстр. ансамбли; произв. для голоса и фп.; музыка к спектаклям драм. театра и к.-ф. и др.
Notes sans musique, P., 1949, 1963 (рус. пер. фрагментов - Говорит Д. Мийо, "СМ", 1962, № 9; Заметки без музыки, там же, 1963, № 2-3).
Крейн Ю., Д. Мийо, "СМ", 1957, № 8; Дюмениль Р., Совр. композиторы группы "Шести", [пер. с франц.], Л.; 1964; Филенко Г., Мийо, в кн.: Музыка XX века. Очерки, ч. 2, кв. 4, М., 1984; Кокорева Л., Д. Мийо, Жизнь и творчество, М., 1986. И. А. Медведева.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь