на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


МИНИАТЮРА (франц. miniature; итал. miniatura) - небольшая муз. пьеса для разл. исполнит. составов. Подобно живописной и поэтической, муз. М. - обычно отточенная по форме, афористичная, преим. лирич. содержания, пейзажная (Э. Григ, "Вечер в горах" для фп.) или изобразительно-характеристическая (А. К. Лядов, "Кикимора" для орк.), часто на нар. жанровой основе (мазурки Ф. Шопена, хор. обработки А. К. Лядова). Миниатюризм как художеств. принцип особенно характерен для франц. искусства (Ж. Ф. Рамо, Ф. Куперен, К. Дебюсси, р. Мессиан). В основе вок. М. обычно лежит М. поэтическая (напр., "Ночью в саду у меня" Рахманинова на стихи Исаакяна). Расцвет инстр. и вок. М. в 19 в. определён эстетикой романтизма (Ф. Шуберт, Ф. Мендельсон, Р. Шуман, Ф. Шопен, А. Н. Скрябин); М. нередко объединяются в циклы, в т. ч. в музыке для детей (П. И. Чайковский, С. С. Прокофьев). В муз. искусстве 20 в. в связи с ощутимой тенденцией к сжатости формы значение М. ещё более возросло (хоры П. Хиндемита на стихи Р. М. Рильке, "Микрокосмос" для фп. Б. Бартока, фп. пьесы ор. 19 А. Шёнберга, мн. соч. А. Веберна).

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь