на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


МОДУЛЯЦИЯ ( от лат. modulatio - соразмерность, гармоничность, стройность) - 1) в классич. мажорно-минорной системе смена тональности. Основой М.-перехода является наличие общих звуков и аккордов у разных тональностей (см. Родство тональностей), причём функциональное положение общего аккорда в них неодинаково (см. Функции тональные, Функции переменные). М. состоит из функционального переключения общего аккорда, введения модулирующего аккорда (выявляющего новую тональность) и закрепления новой тональности посредством каденции (1). По технике выполнения М. делятся на 2 класса: Шуберт. "Форель" (схема). Бетховен. Соната для фортепьяно ор. 13, 1-я часть. без процесса перехода наз. сопоставлением (П. И. Чайковский, "Времена года", "Декабрь", введение трио: As-dur - E-dur). М. сложилась в музыке нового времени как процесс раскрытия формообразующих возможностей тонального лада ("модуса"; отсюда назв.) путём обхода его каденций. По И. Г. Вальтеру, М. - "следование добрым правилам лада", подразделяющееся на "тоническое" (без выхода за пределы диатонич. гаммы) и "уклоняющееся" (с отклонениями, каденциями в др. тональностях). У композиторов венской классической школы сложилась стройная система генеральной М., охватывающей всё произв. и являющейся фундаментом классич. крупных форм - сонатной, рондо; её части - разнокачественные межтемная, или большая, М. (тональный план связующей партии, разработки; на схеме -> )и внутритемная, или малая, М. (при изложении темы): Бетховен. 1-я симфония, 4-я часть (схема тонального движения). В музыке 20 в. классич. категория М. как перемены тональности сохраняет значение в той мере, в которой композиторы придерживаются тонального мышления и используют муз. формы классич. типа (у С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, Б. Бартока, П. Хиндемита и др.). 2) В ср.-век. муз. теории М. - слаженность и упорядоченность, являющиеся предметом искусства-науки музыки (в этом значении термин "М." впервые встречается у др.-рим. писателя н учёного 1 в. до н.э. Марка Теренция Варрона).
Риман Г., Систематич. учение о модуляции как основа учения о муз. формах, М., 1929; Практич. курс гармонии, т. 1-2, М., 1934-35; Способна И. В., Лекции по курсу гармонии, М., 1969; Холопов Ю. Н., Понятие модуляции в связи с проблемой соотношения модуляции н формообразования у Бетховена, в сб.: Бетховен, в. I, М., 1971. Ю. Н. Холопов.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь