на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


МОЛДАВСКАЯ МУЗЫКА. Молдавская народная музыка развивалась в тесной связи с муз. культурами народов Центр. Европы и, Балкан. В её основе 7-ступенные диатонич. лады. Нар. песня одноголосна, в соседних с Украиной р-нах встречается двухголосие. Наиб. древние песни - трудовые и обрядовые: колядки, свадебные, плачи-причитания (бочеты). Широко распространены баллады, песни социального протеста, лирические, а с кон. 18 в. и в 19 в. - гор. песня-романс. Важное место в молд. фольклоре занимает дойна. Красочны и темпераментны танц. мелодии: хора, сырба, бэтута и др. Среди нар. инструментов: струнный щипковый - кобза, язычковый щипковый - дрымба (варган); духовые - флуер, кавал (разновидности свирелей), най (флейта Пана), тарагот, чимпой (волынка), бучум (трембита); ударный - цимбалы. В состав нар. оркестра (тараф) входят также скрипки, кларнеты, трубы, контрабас, аккордеон, барабан, ставшие вар. инструментами. Носителями традиций нар. вон. и инстр. исполнительства являются лэутары (от "лэута" - нар. назв. скрипки). Кроме песен и танц. мелодий, в их репертуаре - виртуозные инстр. произв. ярко выраженного импровизац. склада типа фантазии ("Жаворонок" и др.). Среди лэутаров 19-20 вв.: Барбу Лэутару, Янку Пержа, Костаке Марин, Георге Мурга. Развитие проф. музыки в Молдавии начинается в ср. века в монастырях (певч. школа при Путнянском монастыре, 1500, и др.), при княжеских дворах, в воинской среде. Молд. князь Д. К. Кантемир (1673-1723), сподвижник Петра I, был композитором, теоретиком (создал систему муз. нотации), искусным исполнителем. После освобождения Бессарабии от тур. гнёта и присоединения её к России (1812) развитие светских форм муз. искусства становится более интенсивным. Укрепляются связи с Россией и Украиной. Оживлению муз. жизни края содействовали гастроли рус. и иностр. исполнителей, открытие в Яссах Муз.-драм. конс. Г. Асаки (1836), в Кишинёве - общества "Гармония" (1880, преобразовано в 1899 в Кишинёвское отд. РМО, возглавляемое В. И. Ребиковым), муз. уч-ща (1900). Появляются сборники нар. песен и танцев Ф. Ружицкого, К. Микули, Г. Музическу, Т. Бурады. Первые образцы нац. театр. музыки связаны с творчеством Е. Тойбер-Асаки, А. Флехтенмахера. Создателем классич. оперетты, патриотич. хоров и. связанных с фольклором массовых песен стал Ч. Порумбеску. Большую роль в развитии проф. исполнит. культуры сыграли Г. Музическу - автор хор. концертов, обработок для хора нар. мелодий, К. Микули. Основоположником нац. оперы, инстр. концерта, симф. увертюры является Э. Кауделла. Народная песня "Побей, бог, бояр". Обработка Н. Н. Вилинского. В условиях оккупации Бессарабии Румынией (1918-40) большую муз.-просвет. работу вёл хор. дирижёр В. А. Булычев, выступали виолончелист Г. А. Яцентковский, пианист Ю. М. Гуз, скрипачи М. Я. Пестер, И. Л. Дайлис, певцы А. Антоновский, Г. Афанасиу, Л. Липковская, дирижёр И. Б. Бейн, хормейстер М. А. Березовский, муз. произв. создавали композиторы М. К. Быркэ, С. В. Златов, Е. К. Кока. Плодотворная, систематич. работа, направленная на развитие нац. муз. культуры, началась после создания Молд. АССР (1924). В Тирасполе были организованы хор. капелла "Дойна" (1930), Молд. драм. театр (1933), симф. оркестр (1935), ансамбль нар. музыки. Большую помощь в становлении исполнит. коллективов, в формировании нац. кадров, создании репертуара оказали укр. и рус. композиторы Н. Н. Вилинский, В. С. Косенко, Л. С. Гуров, В. Л. Поляков, М. А. Бак; дирижёры А. И. Климов, Б. С. Милютин; хормейстер К. К. Пигров. В 1937 создано Молд. отделение при СК Украины (Одесса). Дойна. Обработка С. В. Златова. После освобождения Бессарабии, воссоединения её с СССР и создания Молд. ССР (1940) в Кишинёве открылись консерватория, филармония, был создан СК республики. Первые сов. молд. симф. соч. написал Ш. Няга ("Поэма о Днестре", 1943), который выступил и автором первых значит. вок.-симф. произв. ("Штефап Великий", 1946; "Песнь возрождения", 1951), а также концерта для скр. с орк. (1944). Е. К. Коке принадлежат-первые сов. молд. струн. квартеты. Вклад в создание молд. сов. симфонии внесли Л. С. Гуров, С. М. Лобель, В. Л. Поляков. Открытие Молдавского театра оперы и балета способствовало развитию муз.-театр. жанров. Появляются оперы "Грозозан" (1855), "Аурелия" (1959), "Сергей Лазо" (1980) Д. Г. Гершфельда, "Сердце Домники" (1960; 2-я ред. - "Героическая баллада", 1970) А. Г. Стырчи, "Коза с тремя козлятами" (1966; в новой ред. "Волк-обманщик"), "Голуби в косую линейку" (1974), "Шаг в бессмертье" (1986), "Мой парижский дядя" (1987) З. М. Ткач, "Глира" ("Барбу Лэутару", 1972), "Золотой рог" (1984) Г. С. Няги, "Дракон" Э.Л. Лазарева (1976), "Александру Лэпушняну" Г. И. Мусти (1987) и др., балеты "Антоний и Клеопатра" Лазарева (1965), "Перекрёсток" В. Г. Загорского (1977), "Андриеш" Ткач (1980), "Лучафэрул" Е. Доги (1983) и др. В творчестве П. Б. Ривилиса, Т. В. Кирияка, И. Н. Маковея, Г. С. Няги, В. И. Биткина и др. получили развитие жанры симф. и кам.-инстр. музыки, а также инстр. концерта, расцвет песенного жанра и музыки для кино связан с деятельностью Е. Доги, среди известных композиторов-песенников - К. В. Руснак. Среди исполнителей: певцы - нар. арт. СССР Т. Г. Алёшина, М. Л. Биешу, Л. В. Ерофеева, М. И. Мунтян, Т. С. Чебан; дирижёры - нар. арт. СССР Т. И. Гуртовой, С. А. Лункевич, хор. дирижёр В. А. Гарштя. В Молд. ССР работают (1988): Молд. театр оперы и балета (1957), Молд. муз.-драм. театр (1954, оба - Кишинёв), муз.-драм. театры (Бельцы, Кагул); филармония в Кишинёве (1940), при ней - симф. орк., хор. капелла "Дойна", ансамбль нар. танца "Жок" (1945), оркестр молд. нар. инструментов "Флуераш" (1949), ансамбль "Лэутары" (1971); при комитете по ТВ и радиовещанию - эстр.-симф. орк., струн. квартет, ансамбль нар. музыки "Фолклор"; Респ. науч.-методич. центр нар. творчества и культ.-просвет. работы, Молд. институт искусств, консерватория, муз. уч-ща, ср. спец. школа-интернат, муз. школы.
Муз. культура Сов. Молдавии. Сб. ст., М., 1965; История музыки народов СССР, т. 1-5, М., 1970-74; Себов Н. Д., Становление молд. муз. театра, Киш., 1983. М. Ткач.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь