на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


МОНГОЛИИ МУЗЫКА. Состоит из совокупности муз. традиций монголов и др. этносов, проживающих на территории МНР. Как одна из ведущих муз. культур кочевых народов Центр. Азии М. м. формировалась в тесном контакте с музыкой др. регионов (Бл. и Ср. Востока, а также Д. Востока, Сев., Ср. и Юж. Азии и др.). Генетически родственна музыке монголов, населяющих КНР и СССР, а также бурят, тувинцев, калмыков и др. представителей алтайской этноязыковой семьи. В традиционной М. м. преобладает вок. музицирование, часто с инстр. сопровождением, распространены сольные и ансамблевые инстр. композиции. Ладовая система опирается на ангемитонные звукоряды разл. диапазона (до 1,5 октав) с перемещающимися опорными центрами, нередко на пентатонику. Характерно специфич. звуко-извлечение, основанное на использовании физич. обертоновой природы звука (одновременное сочетание осн. бурдонного тона и мелодич. линий из обертонов), что особенно ярко выражено в традициях горлового пения (хоомэй), игре на цууре (продольной флейте), аманхурах (самозвучащих язычковых инструментах типа варганов) и др. Медленная музыка связана с нерегулярной метрикой; в танцевальной и быстрой инстр. музыке - чёткая метрич. пульсация, ритмич. остинатность. Среди традиц. инструментов: струнные смычковые - морин-хур, иххур, хучир; струнные щипковые - тобшур,шудрага (или шанза), цитра ятга, род цимбал ёочин; деревянные духовые - лимбэ, цуур, биш-хур (тип гобоя), эвэр-бурээ (рог); ударные - барабаны хэнгэрэг, бумбур, тарелки цан; применяются также литофоны, шаманские бубны, храмовые инструменты - морская раковина дун, колокола хонх, гонги, большие медные трубы и др. Образец пения хоомэй. Многие древние виды М. м. связаны с охотничьей и скотоводческой практикой, обрядами (игра на рожках, дудках-манках, сигнально-возгласные мелодии, мелодич. свист исгэрэх и т. д.). Активное перемещение и контакты монг. этносов с др. народами в период империи Хунну (3 в. до н. э. - 2 в. н. э.) способствовали появлению многообразных жанров и видов М. м. Период раннефеодальных гос. объединений (до 13 в.) отмечен развитием придв. М. м., функционированием многосоставных оркестров. Музыка входила в обряды шаманизма и культа предков; мелодии возгласного или декламац. характера сопровождали боевые действия, запоминание и чтение писем, игры; были распространены караванные песни без слов (уншуу). В период образования Монг. феодальной империи (13 в.) и династии Юань (13-14 вв.) вырабатывались нормативы классич. М. м., этому способствовали церемониальные традиции при дворах Чингисхана и др., рост городов, прежде всего Каракорума. Оркестры (св. 400 музыкантов) состояли из всех известных монголам того времени инструментов и исполняли композиции, включавшие иногда св. 80 частей. Сложился репертуар виртуозной сольной инстр. музыки и развились муз.-поэтич. жанры магтаал (восхваление, ода) и сургаал (дидактич. стихотворение). С 14 в. распространилась традиция напевного чтения буддийской литературы, переводов "Панчатантры", "Рамаяны" и др. Разнообразные виды М. м. сопровождали традиц. пиры, состязания (борьба, скачки, стрельба из лука), праздники. Сформировался героич. эпос "Гэсэриада", позднее - бэнсэн улигэр (книжный сказ на основе кит. историч. и приключенч. сюжетов). Классич. образец историко-эпич. литературы - "Сокровенное сказание" (13 в.) содержит разл. жанры монг. муз.-поэтич. традиции. В годы правления маньчжурской династии Цин (кон. 17 - нач. 20 вв.) развитие классич. М. м. приостановилось, культурная жизнь сосредоточилась в ламаистских монастырях. На основе театр. элементов культовых праздников и нар.-театр. представлений сложились традиции театрализов. действ при монастырях (Хамрын-хийд, Гандантэгчинлэн и др.). В 18 в. культурным центром жизни Монголии становится Урга (ныне Улан-Батор) - второй по значению центр ламаизма после Лхасы (Тибет). Определились жанровый облик монг. песни, её осн. виды: протяжная песня - уртын-дуу (наряду с традицией игры на морин-хуре - наиб. развитая форма М. м.) и короткая - богино-дуу. Откликом на события Монг. нар. революции (1921) явились созданные в этот период революционные, партизанские песни. Позднее жанр массовой песни получил широкое развитие. С 1930-х гг. осваиваются жанры европ. музыки: опера, балет, симфония, инстр. концерт. Развитию в МНР муз. жизни и муз. образования способствовала деятельность сов. специалистов. Среди известных представителей монг. муз. искусства: композиторы - С. Гончиксумла (опера "Истина", 1957; балет "Секира", 1959; концерт для фп. с орк.; 3 симфонии, 1964 - 82; 24 прелюдии для фп. и др.), Б. Дамдинсурэн (первая нац. опера "Среди трёх печальных гор", совм. с Б. Ф. Смирновым, пост. 1942, и др.), Л. Мурдорж (первая нац. симф. "Моя родина", 1955, и др.), У. Билегжаргал (опера "Слезы досточтимого ламы", 1986, и др.), Э. Чойдог, Д. Лувсаншарав (первая нац. оперетта "Голый князь", 1986; песни, танц. композиции и др.); дирижёры - Ж. Чулун, Ц. Намсрайжав, Ж. Жамсранжав; певцы - Ц. Пурэвдорж, А. Сурдал, А. Загдсурэн, X. Уртнасан, А. Хавлаш; инструменталисты - Т. Цолмон, З. Сэрэтэр, Аюуш; исполнители традиц. музыки - певцы Л. Лувсанбалдан, Ш. Дамба, М. Дашринчен, С. Гомбо, Б. Лувсангампил, М. Дугаржав, Ж. Дорждагва, Н. Норовбанзад, инструменталисты А. Сандаг, Д. Ишдулам, О. Дашдэлэг, У. Лувсанхурчи, Л. Цэрэндорж, Г. Жамьян, Д. Дашдулам. В 1985 в Улан-Баторе была проведена 7-я Междунар. трибуна музыки Азии. В МНР работают (1988): 11 муз. театров, в т. ч. Т-р оперы и балета (1963); филармония, при ней - симф. орк. (1957), эстр. коллективы; ансамбль Монг. нар. армии (1932), Гос. ансамбль песни и танца (1950); СК МНР (1957); муз.-хореографич. училища, Муз. отдел в Пед. институте в Улан-Баторе.
Кондратьев С. А.. Музыка монг. эпоса и песен. М., 1970; Смирнов Б., Монг. нар. музыка, М., 1971; Rinlсhen В., Folklore mongol, Wiesbaden, I960-1965; Haslutid-Christensen H., The music of the Mongols: Eastern Mongolia, N. Y., 1971. М. И. Каратыгина.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь