на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


МОНЮШКО (Moniuszko) Станислав (1819-72) - польский композитор, дирижёр. Учился в Варшаве у А. Фрейера (фп., орган), затем в Минске у Д. Стефановича (композиция) и в Берлине у К. Ф. Рунгенхагена. С 1840 работал в Вильнюсе церк. органистом, театр. дирижёром, давал уроки фп. и теории музыки (в т. ч. Ц. А. Кюи).С 1858 гл. дирижёр "Т-ра Бельки" в Варшаве; с 1864 преподавал в Музыкальном институте, среди учеников - З. Московский. М. неоднократно дирижировал своими соч. в Петербурге, поддерживал дружеские связи с рус. музыкантами (посвятил А. С. Даргомыжскому фантастич. увертюру "Сказка", 1848). В 1856 А. Н. Серов в рецензии на авторский концерт М. в Петербурге отметил мелодич. свежесть, прозрачную оркестровку и оригинальность музыки. М. - крупнейший польский композитор сер. 19 в., создатель нац. оперы (св. 15), первых нац. произв. в области симф. музыки, один из основоположников нац. кам.-вок. жанра. Произв. М. свойственны яркая мелодичность, лиризм, опора на нац. песенный и танц. фольклор, доступность муз. языка, а в муз.-сценич. произв. - мастерство в создании индивидуальных характеристик (особенно комических), в построении массовых, ансамблевых и сольных сцен. Глубоко усвоив нар.-песенную культуру, М. создавал оригинальные мелодии, многие из которых стали считаться народными. Гл. черты комп. мышления М. ярко воплощены в опере "Галька", отражающей социальные конфликты и отличающейся демократич. направленностью. Патриотич. и демократич. взгляды нашли выражение также в 12 "домашних песенниках", опере "Страшный двор" ("Зачарованный замок"), запрещённой царскими властями после неск. спектаклей в 1865, опере "Пария" (1869) и др. М. был знаком с Б. Сметаной, поставившим "Гальку" в Праге (1868), Ф. Листом, издавшим полонезы М., и др. Оперы - Галька (конц. исп. 1848, Вильнюс; 1854, пост. там же; 2-я ред. 1859, Варшава), Бетли (1852, Вильнюс), Сплавщик леса (1858), Графиня (1860), Честное слою (1861), Страшный двор (Зачарованный замок, 1865), Пария (1869), Беата (1872, все - Варшава) и др.; оперетты - Ночлег в Апеннинах (1839), Борьба музыкантов (1841), Идеал, или Новая Преоноза (1841), Рекрутский набор (1842, все - Вильнюс), Лотерея (1843, Минск), Крестьянка (1848, Вильнюс), Новый Дон Кихот, или Сто безумств (1849, Львов), Цыгане (1852, Вильнюс; 2-я ред. под назв. Явнута, 1860, Варшава) и др.; балеты - Монте-Кристо (1866), На постое (1868), Проделки сатаны (1870); для голосов с орк. - мессы, 4 Остробрамские литании, реквием, кантаты Мильда (1848) и Нийола (1865) и др.; орк. увертюры и танцы; 2 струн. квартета (до 1840); для ф п., в т.ч. цикл Безделушки (1843), транскрипции полонезов М. Огиньского; св. 300 песен; музыка к спектаклям драм. театра (в т. ч. "Гамлет", "Венецианский купец" Шекспира, "Разбойники" Шиллера) и др. Moniuszko S., Listy zebrane, Кг., 1969.
Станислав Монюшко. Сб. статей, М.-Л., 1952; Rudzinsky W.. Stamstaw Moniuszko. Studia i materialy, cz. 1-2, Kr., 1955-61. Ю.Е.Семёнов.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь