на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


МОЦАРТ (Mozart) Вольфганг Амадей (1756-91) - австрийский композитор. Обладал феноменальным муз. слухом и памятью. Выступал как клавесинист-виртуоз, скрипач, органист, дирижёр, блестяще импровизировал. Занятия музыкой начал под рук. отца - Л. Моцарта. Первые соч. появились в 1761. С 6-летнего возраста с триумфом гастролировал в Германии, Австрии, Франции, Великобритании, Швейцарии, Италии. В 1765 в Лондоне исполнены его 1-е симфонии. В 1770 М. некоторое время брал уроки у Дж. Б. Мартини и был избран чл. Филармонии, академии в Болонье. В 1769-81 (с перерывами) состоял на придв. службе у архиепископа в Зальцбурге как концертмейстер, с 1779 как органист. В 1781 переехал в Вену, где создал оперы "Похищение из сераля", "Свадьба Фигаро"; выступал в концертах ("академиях"). В 1787 в Праге М. закончил оперу "Дон Жуан", тогда же получил назначение на должность "имп. и корол. камерного музыканта" при дворе Иосифа II. В 1788 создал 3 наиб. известные симфонии: Es-dur, g-moll, C-dur. В 1789 и 1790 выступал с концертами в Германии. В 1791 М. написал оперу "Волшебная флейта"; работал над реквиемом (закончен Ф. К. Зюсмайром). М. был одним из первых композиторов, избравших необеспеченную жизнь свободного художника. Бетховен. Соната для фортепьяно ор. 14 № 1, 3-я часть (схема начала). наряду с Й. Гайдном и Л. Бетховеном является предст. венской классической школы, одним из основоположников классич. стиля в музыке, связанного с разработкой симфонизма как высшего типа муз. мышления, законченной системы классич. инстр. жанров (симфония, соната, квартет), классич. норм муз. языка, его функциональной организации. В творчестве М. универсальное значение получила идея динамичной гармонии как принципа видения мира, способа художеств. преобразования реальности. Одноврем. в нём нашли развитие качества новых для того времени психологич. правдивости и естественности. Отражение гармония, целостности бытия, ясность, светоносность и красота сочетаются в музыке М. с глубоким драматизмом. Возвышенное и обыденное, трагическое и комическое, величественное и грациозное, вечное и преходящее, общечеловеческое и индивидуально-неповторимое, национально-характерное предстают в соч. М. в динамич. равновесии и единстве. В центре художеств. мира М. - человеческая личность, которую он раскрывает как лирик и одноврем. как драматург, стремясь к художеств. воссозданию объективной сущности человеческого характера. Драматургия М. осн. на раскрытии многоплановости контрастных муз. образов в процессе их взаимодействия. В музыке М. органично претворён художеств. опыт разных эпох, нац. школ, традиций нар. искусства. Большое воздействие оказали на М. итал. композиторы 18 в., предст. мангеймской школы, а также старшие современники Й. Гайдн, М. Гайдн, К. В. Глюк. И. К. и К. Ф. Э. Бахи. М. ориентировался на созданную эпохой систему типизиров. муз. образов, жанров, выразит. средств, подвергая их вместе с тем индивидуальному отбору и переосмыслению. Стиль М. отличается интонац. выразительностью, пластич. гибкостью, кантиленностью, богатством, изобретательностью мелодии, взаимопроникновением вок. и инстр. начал. М. внёс огромный вклад в развитие сонатной формы и сонатно-симф. цикла. М. свойственно обострённое чувство тонально-гармонич. семантики, выразит. возможностей гармонии (использование минора, хроматизмов, прерванных оборотов и др.). Фактура произв. М. отличается разнообразием сочетаний гомофонно-гармонич. и полифонич. склада, форм их синтеза. В области инструментовки классич. уравновешенность составов дополняется поиском разл. тембровых комбинаций, персонифицированной трактовкой тембров. создал св. 600 произв. разл. жанров. Важнейшая сфера его творчества - муз. театр. Творчество М. составило эпоху в развитии оперы. М. освоил практически все совр. ему оперные жанры. Для его зрелых опер характерны органичное единство драм. и муз.-симф. закономерностей, индивидуальность драматургич. решений. Учитывая опыт Глюка, М. создал свой тип героич. драмы в "Идоменее"; в "Свадьбе Фигаро" на базе оперы-буффа пришёл к реалистич. муз. комедии характеров. Зингшпиль М. превратил в философскую сказку-притчу, проникнутую просветительскими идеями ("Волшебная флейта"). Многоплановостью контрастов, необычным синтезом оперно-жанровых форм отличается драматургия оперы "Дон Жуан". Ведущие жанры инстр. музыки М. - симфонии, кам. ансамбли, концерты. Симфонии М. довенского периода близки бытовой, развлекат. музыке того времени. В зрелые годы симфония приобретает у М. значение концепционного жанра, складывается как произв. с индивидуализиров. драматургией (симф. D-dur, Es-dur, g-moll, C-dur). Симфонии М. - важный этап в истории мирового симфонизма. Среди кам.-инстр. ансамблей выделяются по значению струн. квартеты и квинтеты, скр. и фп. сонаты. Ориентируясь на достижения Й. Гайдна, М. разработал тип кам.-инстр. ансамбля, отличающийся утончённостью лирико-философской эмоции, развитым гомофонно-полифонич. складом, сложностью гармонич. языка. В клавирной музыке М. отражены черты нового исполнит, стиля, связанного с переходом от клавесина к фп. Соч. для клавира, гл. обр. концерты для фп. с орк., дают представление об исполнит. искусстве самого М. с присущей ему блестящей виртуозностью и вместе с тем одухотворённостью, поэтичностью, изяществом. принадлежит большое число произв. др. жанров, в т. ч. песен, арий, бытовой музыки для орк. и ансамблей. Из поздних образцов наиб. известна "Маленькая ночная серенада" (1787). Хор. музыка М. включает мессы, литании, вечерни, оффертории, мотеты, кантаты, оратории и др.; среди выдающихся соч.: мотет "Ave verum corpus", реквием. Оперы - Митридат, царь понтийский (1770), Луций Сулла (1772, обе - Милан), Мнимая садовница (1775), Идоменей (17S1, обе - Мюнхен), Похищение из сераля (1782), Свадьба Фигаро (1786, обе - Вена), Дон Жуан (1787, Прага), Так поступают все (1790, Вена), Милосердие Тита (1791, Прага), Волшебная флейта (1791, Вена) к др.; балетная музыка; оратории и кантаты; мессы; реквием (не окончен); для оркестра - симфонии, в т. ч. D-dur (Haffner, 1782), C-dur (Linzer, 1783), D-dur (Prager, 1786), Es-dur (1788), g-moll (1788), C-dur (.1788); серенады, дивертисменты, кассации; концерты для инстр. с орк. - ок. 30 для фп. (d-moll, 1785; A-dur, c-moll, 1786; B-dur, 1791, и др.), для скр. (5), для кл. (A-dur, 1791), для валт. (4); кам.-инстр. ансамбли- 6 струн. квинтетов (в т.ч. g-moll, 1787), св. 20 струн. квартетов (в т. ч. 6 квартетов, посв. Й. Гайдну, 1782-85, и др.), трио; церк. сонаты, духовые дивертисменты; для ф л. и скр. - сонаты (св. 30), вариации; для фп. - сонаты (19- в 2 руки, 5- в 4 руки), вариации, менуэты, рондо, фантазии; хоры; песни, арии и вок. ансамбли; вок. каноны и др. Mozart W. A., Neue Ausgabe slmtlicher Werke, Kas.-Basel, 1955- Косhel L. vоn. Chronologisch-thematisches Verzeichnis "Smtlicher Tonwerke W. A. Mozarts, Wiesbaden, 1964.
Улыбышев А. Д., Новая биография Моцарта, пер. с франц., М., 1890-92; Серов А Н., Моцарт, в кн.: Избр. статьи, т. 1, М.-Л., 1950; Глебов Игорь (Б. Асафьев), Моцарт, П., 1922; Роллан Р., Моцарт, Собр. муз.-историч. соч., пер. с франц., т. 4, М., 1938; Ливанова Т., Моцарт н рус. муз. культура, М., 1956; Соллертинский И. И., "Волшебная флейта" Моцарта, в его кн.: Муз.-историч. этюды, Л., 1956; Черная В., Моцарт и австр. муз. театр, М., 1963; Эйнштейн А., Моцарт. Личность. Творчество, [пер.с нем.1,М., 1977; Аберт Г., В. А. Моцарт, пер. с нем., коммент. и вступ. ст. К. К. Саквы, ч. 1-2, М., 1978-85, 21988-; Чичерин Г. В., Моцарт. Исследовательский этюд, Л., 1987; Jahn О., W. A. Mozart,
(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь