на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


МУЗЫКА (от греч. - искусство муз) - искусство интонации, художественное отражение действительности в звучании. Художественная деятельность в музыке направлена на звуковой материал (см. Звук музыкальный), организуемый в высотном, временном, тембровом, громкостном и др. отношениях (в отличие от словесной речи, в которой звуки организованы гл. обр. в артикуляц. отношении) с целью воплощения особой образной мысли, ассоциирующей состояния и процессы внешнего мира, внутр. переживаний человека со слуховыми впечатлениями (см. Художественный образ). В историческом плане развитие музыки неотделимо от деятельного развития чувственных способностей самого человека (см. Эстетика музыкальная); ход слухового освоения человеком звукового материала в изменяющихся культурных условиях составляет наиболее фундаментальный уровень истории музыки. В рамках первобытного синкретич. праискусства. содержавшего также начатки танца и поэзии, музыка была лишена многих качеств, ставших доминирующими позднее. В раннестадиальном фольклоре различных народов музыкальный звук неустойчив по высоте, неотрывен от речевой артикуляции. Мелодия зачастую представляет собой совокупность глиссандирующих подъёмов и спадов (см. Экмелика), объединяющих контрастные высотные зоны в ритмич. порядке, зависящем от ритмики словесного текста и танца. Однако этот первичный звуковысотный контраст уже наделён эмоциональной выразительностью благодаря изначальной связи музыкального интонирования с психофизиологическими состояниями людей, со словом, пластическим движением, благодаря включённости музицирования в быт, в трудовые процессы, в ритуал (см. Народная музыка). Постоянство этих связей, формирующее первичные музыкальные жанры (см. Жанр музыкальный), приводит к стабилизации высот (и, как следствие, к их закреплению в определ. строе). Тем самым, в общественном муз. сознании высота звука отделяется от тембра голоса и речевой артикуляции; появляется категория лада. Возникают звукоряды и основанные на них мелодии. Звуковысотность, зафиксированная в музыкальном строе, предполагает развитие слуховых навыков (см. Слух музыкальный), особой музыкальной памяти, удерживающей положение звука в высотном диапазоне, относительно других звуков. Обретая точную высоту, интонация становится способной воплотить более широкий и дифференцированный образный смысл. Он, с одной стороны, выступает как сохранившийся в интонац. формулах след их прошлого значения, связанного с определенным контекстом музицирования, с первичным жанром; с др. стороны - продолжается процесс "вбирания" смысла в интонацию "извне", из образующихся новых связей музыки и слова, музицирования и его социокультурного контекста. В профессиональном творчестве зрелых музыкальных культур сохраняется воздействие на интонацию танцевального движения, обрядовых ситуаций, других видов искусства. В то же время музыка в ряде жанровых направлений постепенно освобождается от непосредственной зависимости от слова, бытового или ритуального контекста. Интонац. элементы и законы их организации (см. Гармония, Форма музыкальная) обретают логическую самостоятельность и собственную историческую жизнь, хотя тем не менее в символически-ассоциативной форме сохраняют многозначную связь со словом и социальным контекстом. Появляется автономный музыкальный язык, способный выразить одноврем. и конкретность переживания, и обобщённость мысли. Специфика музыки как особой эстетич. ценности раскрывается в соотношении прикладных и специально-художеств. целей творчества. Формирование первичных жанров связано с выполнением музыкой прикладных задач (см. Прикладная музыка), которые подразумевали использование канонизиров. выразительных средств. Ценность музыки в этих условиях зависела от типичности её формы, от близости к нормативным образцам. Формирование автономного музыкального языка и особой сферы распространения музыки, не равнозначной ни быту, ни церемониалу, ни культу, привели к осознанию новой цели: оригинального воплощения индивидуальной авторской мысли (см. Композиция). В этих условиях ценность музыки состоит в неповторимой структуре произведения музыкального и одноврем. во внутр. смысловой оправданности избранных композитором средств. Снижение художественного качества в автономной музыке может являться результатом либо стандартности авторского мышления (см., напр., Салонная музыка), либо самодовлеющей ориентации на использование оригинальных эффектов, противоречащей внутр. цельности опуса. Особый аспект специфики музыкального искусства - соотношение его временной природы (любое музыкальное явление существует как необратимая последовательность интонаций и интонац. комплексов) и художеств.-смысловой целостности. Первичный тип целостности в музыке представлен импровизацией - процессом музицирования, не имеющим функционально различимых средств для обозначения начала и конца пьесы. Впечатление целостности в этом случае создаётся благодаря тому, что элементы, составляющие импровизацию, интонационно родственны друг другу, будучи вариантами исходной мелодич., ритмич., гармонич. модели. Близка импровизации вариационная форма, в которой, однако, различаются функции начала и конца (тема и её вариации, иногда завершаемые возвращением темы). Наиболее сложный тип музыкальной целостности представлен завершёнными музыкальными формами, в которых функции начала, развития и завершения выражены спец. музыкальными средствами (напр., экспозиция, разработка, реприза в сонатной форме). В этих формах звуковременной процесс членится на фазы, связанные друг с другом по типу причин и следствий. Восприятие таких форм предполагает активность слушательского внимания, способного сравнивать, сопоставлять, удерживать в памяти прошлое и настоящее, предвосхищать будущее развитие музыкальной мысли. В завершённых формах время звучания обретает специфич. пространственность: способность "застывать" в логике соотношения частей музыкального целого. Так возникает диалектика "формы-процесса" и "окристаллизованной формы" (Б. В. Асафьев). Завершённость музыкального произведения, в свою очередь, оборачивается процессуальностью в исполнит. интерпретации, которая оставляет в памяти слушателя завершённый образ произведения. Он снова развёртывается в процесс при знакомстве с др. исполнит. трактовками, с разл. осмыслением данного произв. в критике музыкальной. Специфич. особенности музыки как вида искусства реализуют природу искусства в целом: способность формировать человеческую личность, передавая ей ценности, нормы, идеалы, накопленные культурой и отвечающие как общечеловеческим потребностям, так и потребностям данной социальной среды (см. Народность искусства), запечатлевая в художественных образах всё более многомерную картину действительности (см. Реализм), развивая в человеке творческое начало, его созидат. активность.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь