на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - процесс и результат усвоения систематизиров. знаний, умений и навыков, необходимых для муз. деятельности. Под М. о. понимают также систему организации муз. обучения в муз.-уч. заведениях. Важную роль может играть и самообразование. Различают М. о. общее (достаточное для любителей) и специальное, подготавливающее к проф. работе (комп., исполнит., пед., научной). Цель, методы, организационные формы М. о. эволюционируют под воздействием обществ. развития и определяются ролью муз. искусства в жизни общества, нац. спецификой, муз.-эстетич. взглядами, бытующими формами муз. деятельности, общепед. идеями. Уже в странах древнего мира - Египте, Китае - храмовые, дворцовые, воен. и др. музыканты проходили спец. обучение. В Др Греции наряду со спец. обучением в частных школах игре на кифаре и искусству аэдов было принято, ввиду особого значения, которое придавалось социально-политич., воспитат. роли музыки, обязательное М. о. юношества. В период средневековья М. о. связано гл. обр. с церковью. В школах при монастырях и соборах, метризах, при дворах, в университетах (с 13 в.), в ремесл. муз. корпорациях осуществлялась подготовка певцов, канторов, инструменталистов. В эпоху Возрождения развитию М. о. способствовали реформа муз. нотации и нотопечатания. Идеалом музыканта становится образованный музыкант-универсал - исполнитель-инструменталист, певец, композитор, кантор, педагог, муз. учёный. Появляются консерватории и др. муз. школы, муз. общества, братства мейстерзингеров, придв. капеллы, где осуществлялось М. о. Приблизительно с 16 в. общее М. о., отделяясь от специального, осуществлялось в ср. школах канторами (пение гл. обр. церк. музыки, иногда занятия по обучению игре на инстр.). После Великой франц. революции М. о. ряда европ. стран формируется под знаком демократизации муз. жизни; открываются консерватории, муз. академии, высшие муз. школы, колледжи, выпускающие муз. деятелей с узкой специализацией, прежде всего исполнителей. В университетах (отчасти это относится и к 20 в.) получали гл. обр. муз.-теоретич. образование (Германия, Австрия, Швейцария и др.) или наряду с музыковедческими осваивали и муз.-практич. дисциплины (Великобритания, США и др.). В совр. развитых капиталистич. и развивающихся странах наряду с гос. спец. муз.-уч. заведениями действуют частные, а также финансируемые обществ. орг-циями. На территории России систематич. М. о. зародилось в ср. века. При монастырях и церквах были учреждены певч. школы, где воспитывались церк. певцы (одна из старейших - во Владимире, 12 в.). Начиная с 1б в. во мн. городах были организованы уч. заведения (домашние частные школы для детей), где обучались не только грамоте, но и церк. пению. В 18 в. под воздействием реформ Петра I возросла роль светской музыки, появились светские муз.-уч. заведения - классы орк. инструментов Придв. певч. капеллы (Петербург, 1740), школа пения и инстр. музыки в г. Глухов (1738), Петерб. театр. школа, муз. классы Академии художеств (1760) и др. В 1859 А. Г. Рубинштейном организовано Русское музыкальное общество, под эгидой которого были учреждены в 1860 муз. классы. В 1862 М. А. Балакиревым и Г. Я. Ломакиным осн. Бесплатная музыкальная школа (где любители музыки могли получить общее М. о.; вместе с тем некоторые её воспитанники стали проф. музыкантами). Огромную роль в развитии рус. проф. М. о. сыграли Петерб. (1862) и Моск. (1866) конс., основанные А. Г. и Н. Г. Рубинштейнами, имевшие два отделения - низшее и высшее. Во 2-й пол. 19 - нач. 20 вв. открылись муз. училища в Киеве (1863), Казани (1864), Саратове (1865) и др. городах (некоторые вскоре преобразовывались в консерватории). После Окт. революции 1917 М. о. претерпело коренные изменения. Руководство муз.-уч. заведениями и их финансирование взяло на себя гос-во, открыв доступ к общему и спец. образованию широким массам. К сер. 1980-х гг. система организации М. о. в СССР включает: начальную ступень (7-летние детские муз. школы, а также вечерние школы для подростков и юношества); ср. звено - муз. училища с 4-летним обучением (готовят профессионалов ср. квалификации), муз.-пед. училища (выпускают учителей музыки в общеобразоват. школах и муз. руководителей детских садов). При некоторых консерваториях имеются 11-летние спец. муз. школы (обеспечивающие начальное и среднее М. о.). Высшая, ступень муз. образования - консерватории, муз.-пед. институты и ф-ты музыки институтов искусств (5-летнее обучение с подготовкой муз. специалистов высш. квалификации - композиторов, инструменталистов, певцов, симф., оперных и хоровых дирижёров, музыковедов и режиссёров муз. театров). При муз. вузах организована аспирантура и ассистентура-стажировка. Ряд средних и высших уч. заведений организует курсы повышения квалификации педагогов училищ, вузов. В СССР функционируют (1988): 22 консерватории, 3 муз.-пед. вуза, 8 вузов искусств (в составе которых - муз. факультеты), ок. 250 музыкальных и 2 хоровых училища, св. 20 училищ искусств, ок. 8000 детских муз. школ, 28 ср. спец. муз. школ.
Ларош Г., Мысли о муз. образовании в России, в его кн.: Собр. муз.-критич.статей, т. 1, М., 1913; Муз. образование, (сб. ст.], [М.], 1925; Брюсова Н., Вопросы проф. муз. образования, [М.], 1929; Н. А. Римский-Корсаков и муз.образование. Статьи и материалы, под ред. С. Л. Гинзбурга, Л., 1959; Методич. записки по вопросам муз. образования, [в. 1] -2, М., 1966-79; Из истории сов. муз. образования. Сб. материалов и документов. 1917-1927, Л., 1969; Мшвелидзе А., Очерки по истории муз. образования в Грузии, М., 1971; Успенский Н. Д., Др.-русское певческое искусство, М., 21971; Асафьев Б., Избр. статьи о муз. просвещении и образовании, Л. 1973; Баренбойм Л., Муз. педагогика и исполнительство, Л., 1974; Совр. музыка в системе муз.-теоретич. образования. Сост. Ю. Н. Холопов, М., 1977 (ГБЛ, серия "Музыка", Обзорная информация); Вопросы муз. педагогики, в. 1-7, М., 1979-86; Орлова Е. М., Методич. заметки о муз.-историч. образовании в консерваториях, М., 1983; Лагутин А. И., Основы педагогики муз. школы, М., 1985. См. также лит. при ст. Музыкальное воспитание. И. Катунян.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)
М..

ОДНОИМЁННЫЕ ТОНАЛЬНОСТИ

ПАЛЕОГРАФИЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ

ПАРИЖСКАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ

ПОДГОЛОСОЧНАЯ ПОЛИФОНИЯ

ПОЛИФОНИЧЕСКИЕ ВАРИАЦИИ

ПРОСТРАНСТВЕННАЯ МУЗЫКА

ТЕАТР МУЗЫКАЛЬНОЙ ДРАМЫ

ТЕКСТОЛОГИЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ

УКРАИНСКИЙ НАРОДНЫЙ ХОР

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ИНВЕРСИЯ

ЧЕТВЕРТИТОНОВАЯ СИСТЕМА

ЧЕЧЕНО-ИНГУШСКАЯ МУЗЫКА

Музыкальный словарь ver16