на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



МУЗЫКОВЕДЕНИЕ, музыкознание, - наука, изучающая музыкальное искусство в его отношении к социально-историч. действительности, др. областям духовной культуры человечества и с точки зрения его внутр. закономерностей и особенностей. М. возникло из потребности постигнуть сущность музыки как специфич. формы художеств. освоения мира, а также в результате обобщения и осмысления практики сочинения и исполнения муз. произв. В качестве отрасли искусствознания М. занимает важное место в ряду обществ. (гуманитарных) наук и разделяется на отдельные, но тесно взаимосвязанные дисциплины. Классификация М. сложна в силу его большой внутр. разветвлённости и многообразия связей с др. науками. В работах разл. авторов (X. Риман, Г. Адлер, В. Виора, X. X. Дрегер и др.) принципы классификации обосновывались по-разному в зависимости от историч. состояния М. и методологич. позиции автора. За рубежом наиб. распространение получила классификация Адлера, делящего М. на историческое и систематическое. В сов. науке (К. А. Кузнецов, Ю. В. Келдыш, Л. А. Мазель и др.) прочно утвердилось разделение на историческое и теоретическое М., обозначающее комплексы науч. дисциплин, объединённых общностью предмета и ракурса исследования. Основу историч. М. составляет история музыки, воссоздающая целостную картину развития муз. искусства в социальном и культурном контексте. Она содержит: описание хода историч. развития музыки и периодизацию; характеристику господствовавших муз.-эстетич. воззрений, направлений, течений, школ, стилей и жанров; изучение инструментария, конц.-исполнит. и нотоиздат. дела; жизнеописания деятелей муз. искусства и т. д. Всеобщая история музыки включает в себя историю музыки отд. народов, стран и эпох. В историч. М. в качестве относительно самостоят. отраслей входят муз. фольклористика (см. Этнография музыкальная) и ряд спец. вспомогат. дисциплин: палеография музыкальная, археография, источниковедение, текстология музыкальная, иконография, нотография и библиография музыкальная. Теоретич. М. (теория музыки) охватывает комплекс наук о муз. произв. с точки зрения присущей ему внутр. логики и организации, а также об отд. элементах муз. языка и средствах муз. выразительности. Основу теории музыки составляют учения о гармонии, полифонии, форме музыкальной, а также о мелодии, метре и ритме, о муз. фактуре и композиции. Теория музыки не только даёт рационально-науч. объяснение муз. закономерностей, но и вырабатывает основу для практич. овладения техникой сочинения. С историч. и теоретич. М. тесно соприкасаются инструментоведение, муз. педагогика, дисциплины, изучающие принципы исполнит. искусства, а также инструктивно-прикладного назначения (сольфеджио и др.). Деление на историч. и теоретич. М. условно. Им не охватывается специфика мн. дисциплин, в которых историч. и теоретич. аспекты в равной мере составляют содержание предмета, а также пограничных областей М. - эстетики музыкальной, психологии музыкальной, социологии музыки и акустики музыкальной. Совр. теоретич. М. широко использует методы исследования, сложившиеся в др. науках (математика, физика, кибернетика, информатика, семиотика, структурная лингвистика и др.), а также технич. средства и ЭВМ в анализе музыки. Отд. отраслью М. является критика музыкальная. Играя важнейшую роль в системе обществ. функционирования музыки (сочинение, исполнение и слушание музыки, обучение музыке и организация муз. жизни), М. призвано вооружать общество пониманием задач искусства и путей их осуществления. Истоки М. восходят к культуре древних цивилизаций Востока (Китая, Индии, Месопотамии), в которых сформировались первые учения о музыке, частично перенятые и развитые в Др. Греции и Риме. Для антич. М. (как и др.-вост.) характерна синкретич. связь муз. представлений, носивших космологнч. и абстрактно-созерцат. характер, с науч.-философскими системами (Пифагор, Платон, Аристотель, К. Птолемей). В муз.-теоретич. трудах Аристоксена, Птолемея и Аристида Квинтилиана (предложившего первую классификацию М.) обоснована система греч. монодич. ладов, акустич. свойства интервалов, психич. и воспитат. воздействие музыки (см. Этос). Свод осн. достижений антич. М. представлен в трактате "О музыке" Боэция (6 в.). Существен вклад в развитие М. учёных Ср. и Бл. Востока (Фараби, Кинди, Ибн Сины и др.), визант. теоретиков. Центром ср.-век. М. стала Зап. Европа, где антич. муз. учения получают умозрительно-теологич. истолкование. Вместе с тем муз. теория сближается с муз. практикой, сосредоточенной в монастырях, церк. школах и университетах. Потребности обучения музыке вызвали к жизни множество теоретич. трактатов. Среди авторов: Гвидо д'Ареццо (11 в.), реформировавший нотацию и создавший систему сольмизации; Псевдо-Хукбальд, Франко Кёльнский, Й. де Гарландиа, изложившие правила сложения многоголосия. Трактаты 14-15 вв. формулируют значительно расширившиеся нормы многоголосия, принципы мензуральной нотации, ладовой организации (см. Лад) и хроматики (см. Хроматизм) (Филипп де Витри, Маркетто Падуанский, И. де Мурис); впервые предложено жанровое разделение (см. Жанр музыкальный) музыки (Й. де Грохео). Крупнейшими музыкантами-учёными эпохи Возрождения выступили Й. Тинкторис (автор первого муз. словаря), Глареан и Дж. Царлино. Обобщив достижения нидерл. и итал. школ "строгого письма", они систематизировали учение о контрапункте и ладово-гармонич. организации музыки. Принципы, ставшие основой муз. искусства нового времени, отражены в работах В. Галилеи, М. Преториуса. Учёных 17 в. (Р. Декарт, М. Мерсенн, А. Кирхер) отличает естеств.-науч. подход к музыке (с точки зрения механики, математики, астрономии). К кон. 17 в. складывается учение о генерал-басе, были опубликованы первые самостоят. труды по истории музыки (Дж. А. Бонтемпи, В. К. Принтц), изданы собрания антич. муз. трактатов (М. Мейбом). С появлением в 18 в. многотомных муз.-историч. исследований (труды П. Бурдло - П. Бонне, Ж. Б. де Лаборда, Дж. Мартини, Дж. Хокинса, Ч. Бёрни, И. Н. Форкеля, собрание муз.-теоретич. трактатов на лат. яз. М. Герберта) и муз.-лексикография, работ (словари и энциклопедии С. де Броссара, И. Г. Вальтера, И. Маттезона, Ж. Ж. Руссо) складывается муз.-историч. наука. Демократизация обществ.-политич. атмосферы ко 2-й пол. 18 в. создала благоприятную почву для развития муз. критики и публицистики (И. Маттезон, Ж. Ж. Руссо, Д. Дидро, Ж. Д'Аламбер и др.), ярко отразивших борьбу направлении и партий в искусстве (см. "Война буффонов". Аффектов теория). Деятельность франц. энциклопедистов, Г. Лессинга, И. Г. Гердера, И. Канта и др. способствовала подъёму муз. эстетики как самостоят. отрасли М. К достижениям теоретич. М. 18 в. относятся система Ж. Ф. Рамо, заложившая основу классич. учения о гармонии, и фундаментальные труды по контрапункту И. Й. Фукса, Ф. В. Марпурга и Дж. Мартини. Тогда же зарождается учение о классич. муз. формах (X. К. Кох), усиливается интерес к вопросам исполнительства (трактаты И. И. Кванца, Л. Моцарта, К. Ф. Э. Баха). С 19 в. в обиход входит сам термин "М.". Оно представляет собой уже самостоят. науку с собств. понятийно-аналитич. аппаратом и методами исследования. Во 2-й пол. 19 в. особым интересом к нац. культуре и её крупнейшим представителям вызваны издания соч. Палестрины, И. С. Баха, Г. Ф. Генделя, В. А. Моцарта, Ф. Шуберта, в 20 в. - Й. Гайдна, Р. Вагнера и др., а также первые классич. монографии о них, которые осуществили Дж. Баини, Ф. Шпитта, Ф. Кризандер, О. Ян, обновили и дополнили в 20 в. Г. Аберт, А. Эйнштейн, А. Швейцер и др. В 19- нач. 20 вв. появились фундамент, ист. исследования (Ф. Ж. Фетис, А. В. Амброс, Ж. Комбарьё, А. Шеринг), всесторонне охватившие европ. муз. культуру. Эта традиция в 20 в. продолжена сводными коллективными трудами под ред. X. Римана, Г. Адлера, Э. Бюккена, А. Лавиньяка и Л. де Ла Лоранси. т. и. Оксфордской и Нортонской "Историями музыки" и др. Крупнейшими представителями муз. историографии 20 в. являются Ж. Тьерсо, О. Э. Дойч, Ф. Торрефранка, Г. Кречмар, Э. Блом, Г. Риз и др. Особое место в ней занимает Р. Роллан, труды которого отличает широкий культурология, подход к явлениям муз. искусства. Прогресс историч. М. стимулировал подъём археографич. работы, муз. палеографии, текстологии, нотографии и библиографии (собрание муз. трактатов на лат. яз. Ш. Э. А. Кусмакера во 2-й пол. 19 в., антологии и серии памятников муз. искусства прошлых веков, издающиеся в Зап. Европе и США). Лексикография 19-20 вв. представлена крупнейшими словарями и энциклопедиями Дж. Грова, X. Римана, Р. Эйтнера, Ф. Блуме. С кон. 19 в. началось развитие муз. фольклористики (особенно охватившее страны Вост. Европы), усилился интерес к внеевроп. муз. культурам. В русле этих тенденций в зап.-европ. М. в 1920-х гг. сформировалось т. н. сравнительное М. (в 1940-х гг. переименовано в этномузыкологию), представители которого ставили задачей сравнение муз.-культурных процессов в цивилизациях разл. типа (К. Штумпф, О. Абрахам, Э. М. Хорнбостель, Р. Лах, К. Закс, Р. Лахман, В. Виора). С кон. 19 в. возник ряд междунар. и региональных музыковедч. обществ, а с 1927 постоянно функционирует Международное общество музыковедения, объединяющее усилия учёных мн. стран (в т. ч. СССР). К достижениям теоретич. М. 19 в. принадлежит учение о муз. форме и её элементах, систематизированное А. Рейхой и А. Б. Марксом (возглавляющим т. н. традиционную школу). Учение о контрапункте и фуге было развито Ф. Ж. Фетисом, Л. Буслером и особенно Э. Праутом. Ведущим представителем европ. М. кон. 19 в. стал глава т. н. функциональной школы X. Риман, универсально-разносторонняя деятельность которого охватила все отрасли М. Риман и его последователи применили функциональный подход к муз. форме и гармонии с привлечением результатов психологич. и акустич. исследований (Г. Гельмгольца, позднее - К. Штумпфа). Значит. веху в теоретич. М. нач. 20 в. составила "психоэнергетич." концепция Э. Курта, выдвинувшего процессуально-динамич. истолкование муз. закономерностей. Одновременно Г. Шенкер разработал теорию многослойное(tm) муз. формы (см. также редукции метод). Совр. теоретич. М. Зап. Европы и США характеризует усиленное внимание к разработке и исследованию новейших методов комп. письма, нередко декларируемых самими композиторами (А. Шёнберг, А. Веберн, П. Хиндемит, О. Мессиан, П. Булеэ, К. Штокхаузен, В. Лютославский, Я. Ксенакис и др.). Сложность культурных процессов США и Зап. Европы обусловила многообразие музыковедч. направлений, стоящих на разл. методологических и мировоззренческих платформах. В центре совр. заруб. М. находятся вопросы муз. эстетики и социологии, взаимоотношения "массовой" и "элитарной" культур и т. д. (Т. Адорно, К. Дальхауз, С. Лангер и др.). Постулат. развитие испытывает М. в странах Восточной Европы, представленное именами таких учёных, как Г. Бесселер, Э. Майер (ГДР), Б. Сабольчи (ВНР), З.Лисса и Ю. Хоминьский (ПНР), В. и О. Косма (СРР), В. Крыстев, С. Стоянов, Д. Христов (НРБ) и др. В России М. сформировалось относительно поздно. К собственно рус. традиции относятся сохранившиеся с 15 в. анонимные певч. "азбуки" (см. Азбука музыкальная). Во 2-й пол. 17 в. в работах A. Meзенца и И. Шайдура подготавливается, а Тихоном Макарьевским. осуществляется перевод крюковой нотации на европейскую 5-линейную. В трактатах И. Т. Коренева и Н. П. Дилецкого обосновываются принципы партесного пения и переносятся на рус. почву достижения зап.-европ. муз. теории. Среди работ о музыке 18 в. (как правило, переводных или анонимных) заслуживают внимания теоретич. трактат Л. Эйлера на лат. яз. и историч. хроника рус. муз. жизни Я. Штелина. Начало рус. фольклористике положили первые сборники нар. песен В. Ф. Трутовского и Н. А. Львова - И. Прача. Обсуждение путей развития отечеств. муз. искусства и борьба за сохранение его самобытности при освоении норм европ. профессионализма определили облик рус. М. 19 в., имевшего ярко выраженную муз.-критич. направленность. Традиции, заложенные в муз.-критич. работах В. Ф. Одоевского и А. Н. Серова (к-рый ввёл рус. термин "музыкознание"), нашли широкое развитие в лит. деятельности В.В. Стасова, Г. А. Лароша, П. И. Чайковского, Ц. А. Кюи, С. Н. Кругликова, Н. Д. Кашкина, В. Г. Каратыгина. В центре внимания рус. М. находится нац. искусство - творчество М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, П. И. Чайковского, композиторов "Могучей кучки" и др. Вместе с тем созданы значит. труды о заруб. композиторах, среди них: первая крупная монография о В. А. Моцарте А. Д. Улыбышева; работы о Л. Бетховене А. Н. Серова и В. Ленца. Развитие во 2-й пол. 19 в. конц. жизни и формирование системы муз. образования стимулировали рост рус. М., особенно теоретического. Среди теоретич. трудов и руководств рус. авторов наиб. значительными являются учебники гармонии П. И. Чайковского и Н. А. Римского-Корсакова, а также "Основы оркестровки" последнего. Рус. М. вышло на уровень общеевропейского с появлением оригинальных концепций Г. Э. Конюса (теория метротектонизма) и Б. Л. Яворского (теория ладового ритма). Выдающимся достижением отечеств. М. является теория контрапункта С. И. Танеева, поставленная им на строго науч. математич. основу. Исследования по др.-рус. церк. пению Д. В. Разумовского, В. М. Металлова, С. В. Смоленского и др. заложили основы рус. муз. медиевистики и палеографии. В нач. 20 в. вышли в свет историч. труды и источниковедч. материалы Н. Ф. Финдейзена, М. М. Иванова, А. Н. Римского-Корсакова, В. В. Яковлева и др. Собирание и исследование фольклора Ю. Н. Мельгуновым, П. П. Сокальским, Н. Е. Пальчиковым, Н. М. Лопатиным, В- П. Прокуниным, Е. Э. Линёвой и др., деятельность Муз.-этнографич. комиссии при Моск. университете определили высокий науч. уровень рус. муз. фольклористики. Становлению и развитию М. в СССР способствовали создание системы массового муз.-проф. образования, концентрация науч. сил в сети гос. консерваторий и исследоват. центров, деятельность Союзов композиторов и др. Облик сов. М. формировали такие универсальные деятели искусства, как А. В. Луначарский, Б. В. Асафьев (создатель теории интонации), Б. Л. Яворский, И. И. Соллертинский и др. Поднятая в их работах проблематика (освоение классич. наследия, поддержка подлинно самобытных и новых муз. традиций, вопросы истории, теории и эстетики мировой муз. культуры, рассматриваемые на социально-историческом фоне) оказала влияние на развитие сов. мысли о музыке. Широко развернулась работа по систематич. изучению отечеств. муз. истории. В исследование др.-рус. певч. искусства фундаментальный вклад внесли работы М. В. Бражникова, В. М. Беляева, Н.Д. Успенского и др., рус. музыки 17-18 вв. - С. С. Скребкова, Т. Н. Ливановой, В. В. Протопопова, Ю. В. Келдыша, А. А. Гозенпуда, Н. А. Герасимовой-Персидской, рус. вок. лирики - В. А. Васиной-Гроссман. Созданы летописи жизни и творчества, а также предприняты издания собр. соч. М. И. Глинки, П. И. Чайковского, М. П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова, С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, А. И. Хачатуряна, серии "Памятники рус. муз. искусства". Вышли капитальные историч. исследования и учебники под ред. М. С. Пекелиса, Н. В. Туманиной, О. Е. Левашовой, Ю. В. Келдыша, А. И. Кандинского, которым принадлежат также самостоят. работы по отд. периодам и проблемам рус. муз. истории. Подобные коллективные труды были созданы по истории сов. музыки и музыки народов СССР. Историч. проблемы зап.-европ. музыки получили освещение в работах М. В. Иванова-Борецкого, К. А. Кузнецова, Т. Н. Ливановой, В. Э. Фермана, Р. И. Грубера, М. С. Друскина, В. Д. Конен, Д. В. Житомирского, В. Н. Брянцевой, Ю. Н. Хохлова. Совр. заруб. музыке посв. труды И. В. Нестьева, Г. М. Шнеерсона, Б. М. Ярустовского, И. Ф. Бэлзы, И. И. Мартынова, а также В. С. Виноградова, И. Р. Еолян - по внеевроп. муз. культурам. На новую ступень поднялось изучение общих и региональных проблем фольклора народов СССР в исследованиях А. Д. Кастальского, А. М. Листопадова, З. В. Эвальд, Е. В. Гиппиуса, И. И. Земцовского (рус.), К. В. Квитки, В. Л. Гошовского (укр.), У. Гаджибекова (азерб.), X. С. Кушнарёва (арм.), А. В. Затаевича, А. К. Жубанова (казах.) и др. Вопросы сов. музыки широко разработаны И. В. Нестьевым, А. Н. Сохором, Г. Н. Хубовым, М. Е. Таракановым, Г. Ш. Орджоникидзе, М. Д. Сабининой, М. Г. Арановским, Е. Витолиньшем, Б. Г. Ерзаковичем и др. Новые аналитические идеи были выдвинуты сов. музыковедами и в теоретич. отраслях М. Теорию переменных функций в гармонии создал Ю. Н. Тюлин. Развитию идей С. И. Танеева, вопросам истории и теории полифонии посв. исследования С. С. Богатырёва, С. С. Скребкова, В. В. Протопопова. В области учения о муз. форме В. А. Цуккерманом и Л. А. Мазелем был широко разработан метод т. н. целостного анализа муз. произведения, В. П. Бобровским - функциональный аналитич. подход. Значит. роль сыграли исследования в области муз. психологии (Е. А. Мальцева, Б. М. Теплов) и акустики (Н. А. Гарбузов). В 70-80-х гг. широко разрабатываются вопросы муз. палеографии, археографии, библиографии и лексикографии. Новые значит. работы появились в области гармонии (Л. А. Мазель, Ю. Н. Холопов, Т. С. Бершадская), истории полифонии (В.В. Протопопов, Ю.К. Евдокимова), муз. ритма (В. Н. Холопова), муз. психологии (Е. В. Назайкинский, В. В. Медушевский), социологии (А. Н. Сохор), эстетики (А. Ф. Лосев, В. П. Шестаков, А. В. Михайлов), фольклористики (Э. Е. Алексеев). Совр. муз. жизнь расширила круг исследоват. задач сов. М., среди них: муз. текстология (Л. З. Корабельникова), взаимоотношение культур Запада и Востока (Н.Г. Шахназарова), учение о тематизме (Е. А. Ручьевская), теория муз. жанров и стилей (М. К. Михайлов), типы муз. драматургии (М. С. Друскин, Б. М. Ярустовский) и др. Ю. И. Неклюдов.
Серов А. Н., Музыка, муз. наука, муз. педагогика, в его кн.: Критич. статьи, т. 4, СПБ, 1895; Ларош Г. А., Историч. метод преподавания теория музыки, в его Кн.: Собр. муз.-критич. статей, т. 1, М., 1913; Кашкин Н. Д., Музыка и муз. наука, "Рус. воля", 1917, № 10: Кузнецов К. А.. Введение в историю музыки, ч. 1, М.-П., 1923; Глебов Игорь [Асафьев Б. В.), Теория муз.-историч. процесса как основа муз.-историч. знания, в кн.: Задачи и методы изучения искусств. П., 1924; его же, Совр. рус. музыкознание и его историч. задачи, в сб.: De musica, в.1, Л., 1925; его же. Кризис зап.-европ. музыковедения, в кн.: Из прошлого сов. муз. культуры, (в. 1], М., 1975; Рыжкин И. Я., Мазель Л. А., Очерки по истории теоретич. муэыкознания. в. 1-2, М., 1934-1939; Кремлев Ю., Рус. мысль о музыке, т. 1-3, Л., 1954-60; История европ. искусствознания, под ред. Б. Р. Виппера и Т. Н. Ливановой, [т. 1] - От античности до кон. XVIII в., М., 1963; то же, [т. 2] - Первая половина XIX в., М., 1965; то же. [т. 3] -Вторая половина XIX в., М., 1966; то же, [т. 4] -Вторая половина XIX в. - нач. XX в., кн. 1-2, М., 1969; Совр. искусствознание за рубежом. Очерки, М., 1964; Учение В.И. Ленина и вопросы музыкознания, [сб.], Л.. 1969; Цуккерман В., О теоретич. музыкознании, в его кн.: Муз.-теоретич. очерки и этюды, [в. 1], М., 1970; Муз. искусство и наука, в. 1-3, М., 1970-1978; Луначарский А. В., В мире музыки, М., 1971; Бражников М. В., Др.-рус. теория музыки. Л., 1972; Маэель Л., Музыкознание и достижения др. наук, "СМ", 1974, № 4; его же, Вопросы анализа музыки, М.. 1978; Тагмизян Н. К., Теория музыки в древней Армении, Ер., 1977; Музыкознание как социальная, гуманитарная наука, "СМ", 1977, № 5-7, 10; Вipановський Г. М., Музично-теоретични системи, К., 1978; Друскин М. С.. Задачи муз. историографии, в его кн.: Избранное, М., 1981; Ливанова Т. Н.. Из истории музыки и музыкознания за рубежом, М., 1981; Муз.-теоретич. системы. [Программа для историко-теоретич. и комп. ф-тов муз. вузов, сост. Ю. Холопов], 2М., 1982; Котляревский И. А., Муз.-теоретич. системы европ. искусствознания, К., 1983; Paгс Ю. Н., Теоретич. музыкознание, М., 1983; Герцман Е. В., Антич. муз. мышление, Л., 1986; Методологич. проблемы музыкознания, [сб.], М., 1987; Adlеr G., Umfang, Method: und Ziel der Musikwissenschaft, "VfMw", 1885, Jahrg. 1; его же, Methode der Musikgeschichte, Lpz., 1919; Spitta Ph., [Kunstwissenschaft und Kunst], в его сб.: Zur Musik, В., 1892; Riemann H., Geschichte der Musiktheorie im IX-XIX Jahrhundert, Lpz., 1898, 3Hildesheim, 1961; его же, Gn.r.driss der Musikwissenschaft, Lpz., 1908, 41928; Sachs C., Kunstgeschichtliche Wege zur Musikwissenschaft, "AfMw", 1918/19, Jahrg. 1; eго же. Die Musik im Rahmen der allgemeinen Kunstgeschichte, "AfMw". 1924, Jahrg. 6; Abert H., Cber Aufgaben und Ziele der musikalischen Biographic, "AfMw", 1919-20, Jahrg. 2; Kretzschmar H., Einfuhrungin die Musikgeschichte, Lpz., 1920; Bucken E., Grundfragen der Musikgeschichte als Geisteswissenschaft, "JbP", 1928, Jahrg. 34; Felierer К. G., Einfiihrung in die Musikwissenschaft, В., 1942, 2Hamb., 1956; Westrup J. A., An introduction to musical history, L., 1955; Drager H. H., Musikwissenschaft, в кн.: Universitas litterarum. Handbuch der Wissenschaftskunde, В., 1955; Mendel A., Sасhs C., Pratt С. С., Some aspects of musicology, N. Y., 1957; Garrett A. M., An introduction to research in music, Wash.,1958: Machabey A., La musicologie, P., 1962; Кummel W. P., Geschichte und Musikgeschichte. Die Musik der Neuzeit in Geschichtsschreibung und Geschichtsauffassung des deutschen Kulturbereichs..., Kas., 1967 (Marburger Beitrfige zur Musikforschung, Bd 1); Schrade L., De scientia musica studia atque orationes [сб.], Bern - Stuttg., 1967; Eggebгесht H. H., Studien zur musikalischen Tertninologie, Mainz-Wiesbaden, 21968; его же, Musikalisches Denken, Wilhelmshaven, 1977; Die Ausbreitung des Historismus liber die Musik, hrsg. von W. Wiora, Rege'nsburg, 1969; Smitsvan WaesbergheJ. M., Musikerziehung. Lehre und Theorie der Musik im Mittelatter, Lpz., 1969 (Musikgeschichte in Bildern, Bd 3, Lfg. 3); Einfuhrung in die systematische Musikwissenschaft, hrsg. von C. Dahlha-us, K61n, 1971; Perspectives in Musicology, N. Y., 1972; Wiora W., Historische und systematische Musikwissenschaft. AusgewShlte Aufsatze, Tutzing, 1972; его же, Ideen zur Geschichte der Musik, Darmstadt, 1980; Вlume Fr., Syntagma musicologicum, Kas.- Basel, 1973; Husmann H., Einfuhrung in die Musikwissenschaft, Wilhelmshaven, 1975; Dahlhaus C., Grundlagen der Musikgeschichte, Koln, 1977; Кnepler G., Geschichte als Weg zur Musikverstandnis. Zur Theorie, Methode und Geschichte der Musikgeschichtsschreibung, Lpz., 1977; Bu row H.-W., Beitrage zur Theorie und Methode der Musikwissenschaft, Hamb., 1979; Feder G., Empirisch-experimentelle Methoden in der Musikforschung. "Mf", 1980, Jahrg. 33; Geschichte der Musiktheorie, hrsg. von F. Zaminer, [Bd 1, 5, 9, 10], Darmstadt, 1984-86.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)
М..

КОЛОРИРОВАНИЕ

КОМЕДИЯ-БАЛЕТ

КОНСЕРВАТОРИЯ

КРАСНОКУТСКИЙ

КРИВОПОЛЕНОВА

КРУШЕЛЬНИЦКАЯ

ЛАБАНОРА ДУДА

ЛЕСОТО МУЗЫКА

ЛИВАНА МУЗЫКА

ЛИДИЙСКИЙ ЛАД

МАЛЦУЖИНЬСКИЙ

МАРДЖАНИШВИЛИ

МГАЛОБЛИШВИЛИ

МЕSSА DI VOCE

МЕЙСТЕРЗИНГЕР

МЕРСИ-АРЖАНТО

МЕЦЦО-СОПРАНО

МОНТЕГЮ-НАТАН

МУЗЫКА ФИЛЬМА

МУСУЛМАНКУЛОВ

НЕМЕНОВА-ЛУНЦ

НЕОКЛАССИЦИЗМ

НЕПАЛА МУЗЫКА

НИГЕРА МУЗЫКА

НОТНОЕ ПИСЬМО

НОТОПЕЧАТАНИЕ

НУРМУ-ЛЁВБЕРГ

ПАДРЕ МАРТИНИ

ПОЛИЛАДОВОСТЬ

ПОЛЬШИ МУЗЫКА

ПРОСТЫЕ ФОРМЫ

ПУРАНДАРАДАСА

РЕМИНИСЦЕНЦИЯ

РИМСКАЯ ОПЕРА

РИМСКАЯ ШКОЛА

РОЛАН-МАНЮЭЛЬ

РУАНДЫ МУЗЫКА

РУИС ЭСПАДЕРО

САNТUS FIRMUS

Музыкальный словарь ver16