на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



НАРОДНАЯ МУЗЫКА, музыкальный фольклор (англ. folk music; нем. Volksmusik. Volkskunsi; франц. folklore musical), - вокальное (преим. песенное), инстр., вок.-инстр. и муз.-танц. творчество народа (от первобытных охотников, рыболовов, скотоводов-кочевников, пастухов и земледельцев до сельского и гор. трудящегося населения, рабочих, воинской и студенч. демократич. среды, промышленного пролетариата). Н. м. - неотъемлемая часть нар. художеств. творчества (фольклора), существующего, как правило, в устной (бесписьменной) форме и передаваемого лишь исполнит. традициями. Традиционность - определяющий признак Н. м. как музыки устной традиции. Художеств. традиции ранних обществ. формаций исключительно устойчивы, на много веков определяют специфику фольклора. Из разл. форм и типов первобытного синкретизма (обрядовые действа, игры и др.) сформировались и развились самостоят. жанры муз. искусства - песенные, инстр., танцевальные - с их последующей интеграцией в сиитетич. виды творчества. При разделении труда возникли профессии исполнителей Н. м. (зачастую и создателей; см. Кобзарь, Гусляр. Скоморохи, Ашуг, Акын, Кюйши, Бахши, Оленши, Гусак, Мествире, Азд, Жонглёр, Менестрель, Шпильман). Гл. трудность в изучении Н. м. связана с длительностью периода дописьменного развития муз. культуры, на протяжении к-poгo сформировались наиб. фундаментальные её черты. При исследовании этого периода пользуются сохранившимися письм. источниками и археологич. находками, непосредств. данными устной муз. традиции, способной хранить в себе формы и формотворческие принципы тысячелетней давности, а также аналогиями в смежных областях (см. Этнография музыкальная). Конкретизация понятия Н. м. возможна на основе её жанровой и региональной дифференциации. Типология жанров в фольклоре находится в постоянном соотношении с их неповторимостью в каждом конкретном проявлении, со спецификой их функционирования в обществе, в системе определ. фольклорных комплексов (в составе трудовых, обрядовых, хореографич. действ). В типологии муз. культур различаются явления, общие почти для всех муз. культур (т. и. муз. универсалии), общие тому или иному региону, группе культур ("реальные особенности) и локальные (диалектные особенности). В совр. фольклористике нет единой точки зрения на региональную классификацию Н. м. Наиб. убедительна классификация, идущая от широких межэтнич. регионов к внутрнэтнич. диалектам. Границы муз.-фольклорных диалектов у разных народов различны: территориально мелкие диалекты - продукт оседлой земледельч. культуры, у кочевников же коммуникация осуществляется на обширном пространстве, что приводит к большей монолитности языка. Каждая историч. стадия существования Н. м. обогащает фольклорную традицию специфич. закономерностями. Можно выделить 3 осн. этапа в эволюции муз. фольклора: 1) древнейшая эпоха, верхняя историч. граница которой связывается со временем принятия той или иной гос. религии, сменившей языческие религии родо-племенных сообществ; 2) средневековье, эпоха феодализма - время складывания народностей и расцвета т. н. классич. фольклора (для европ. народов - традиц. крестьянского), а также устного профессионализма; 3) совр. (новая и новейшая) эпоха, для мн. народов связанная с переходом к капитализму, с ростом гор. культуры, - время ломки старых традиций, возникновения новых форм нар. муз. творчества. Эта периодизация не универсальна (напр., араб. музыке неизвестно столь определ. различие крестьян, и гор. традиций, как европейской). В европ. Н. м. трём историч. периодам соответствует и жанрово-стилистич. её периодизация (напр., древнейшие виды эпич. и обрядового фольклора - в 1-м периоде, их развитие и расцвет лирич. жанров - во 2-м, повышенная связь с письм. культурой, с популярными танцами и т. п. - в 3-м). Для жанровой классификации Н. м. необходим комплексный подход: напр., нар. песня определяется через единство текста (тематики и поэтики), мелодии, композиц. структуры, социальной функции, времени, места и характера исполнения. Жанры Н. м. складывались веками в зависимости от разнообразия социально-бытовых функций Н. м., связанных с экономико-географич. и социально-психологич. особенностями формирования этнич. общности. Соответственно функциям Н. м. сложились песенные циклы, отражающие осн. этапы жизненного цикла индивида (рождение, детство, инициация, свадьба, похороны) и трудового цикла коллектива (песни рабочие, обрядовые, праздничные). Осн. виды Н. м. - песня, песенная импровизация (тип саамской йойки), песня без слов (напр., еврейская), эпич. сказание, танц. мелодии, плясовые припевки (напр., частушка), инстр. пьесы и наигрыши (сигналы, танцы). Обрядовый фольклор содержит древнейшие жанры нар. песен. Функциональное значение этих песен обусловило устойчивость их муз. структуры (т. н. формульные напевы - короткие, часто узкообъёмные и ангемитонные мелодии, каждая из которых сочеталась с большим числом разных поэтич. текстов аналогичной функции и календарной приуроченности). Почти не поддаётся обобщению музыка свадебных обрядов, подчас весьма различных у разных народов. Свадебные мелодии, как и календарные, формульны; наиб. архаич. традиции имеют минимум формульных напевов, звучащих на протяжении всей "свадебной игры". Специфнч. жанр Н. м. - причитания (плачи). Существуют 3 их разновидности - 2 обрядовые (свадебные и похоронные) и необрядоваь (т. н. бытовые, солдатские, при болезни, разлуке и др.). Их исполнению свойственны ненотируемое глиссандо, рубато, возгласы, говорок. Это - свободная импровизация на основе традиц. муз.-стилевых стереотипов. Муз. эпос - большая и внутренне неоднородная область повествоват. фольклора; так, в рус. фольклоре выделяются жанры былины, духовного стиха, скоморошины, старших историч. песен и баллады. Эпич. виды фольклора не всегда обладают муз.-интонац. жанровой спецификой; в них встречается "переработка" песенных интонаций в русле элич. типа интонирования (стереотипный каданс, соответствующий клаузуле стиха). Плясовые и игровые песни первоначально входили в состав трудовых, обрядовых и праздничных песенных циклов. Пляски сопровождаются как пением, так и игрой на муз. инструментах. Лирич. песни не ограничены тематикой, не связаны местом и временем исполнения, известны в самых разл. муз. формах. Это - наиб. динамичный жанр в системе традиц. фольклора. В отд. культурах жанры дифференцируются не только по содержанию, функции и поэтике, но и по возрастно-половой принадлежности (песни детские, юношеские и девические, женские и мужские). В разл. жанрах Н. м. сложились разнообразные типы мелоса (от речитативного, напр. в южнослав. эпосе, до богато орнаментированного, напр. в лирич. песне ближне- и средневост. муз. культур), многоголосия (гетерофнния, бурдон, нем. хор. аккордика, груз. кварто-секундовая и рус. подголосочная полифония, литов. канонич, сутартине), ладозвукорядных систем (от примитивных малоступенных и узкообъёмных ладов до развитой диатоники "свободного мелодич. строя"), ритмики (напр., ритмоформулы, обобщившие ритмику трудовых и танц. движений), формы. Специфична роль тембра и манеры эвукоиэвлечения в Н. м. Тембр и артикуляция характеризуют нац. специфику муз. интонирования, а внутри данной этнич. культуры они служат жанрово-дифферснцирующим признаком н отчасти признаком диалектного членения. Все нар. муз. культуры могут быть разделены на культуры в основе методические и многоголосные (иногда многоголосие известно не всему народу, а лишь его части). Каждая муз. культура имеет традиц. звуковой идеал и ладовые нормы, которые определяются не только по звукоряду, но и по соподчинению ступеней, различному для каждого лада, а также по соответствующим каждому ладу мелодич. формулам. Если в музыке разных народов звукоряды могут совпадать (особенно малоступенные и ангемитонные), то ладовые мелодич. формулы отражают специфику Н. м. того или иного этноса. Ритмич. формы Н. м. осмысливают лишь в связи с жанрово и стилистически конкретны ми явлениями: напр., в рус. крестьян, традиции различаются по ритмике песни календарные и свадебные (первые основаны на одноэлементных, вторые - на сложносоставиых ритмоформулах), а также протяжные лирические с асимметричным ритмом напева, преодолевающим структуру текста, и эпические (былины) с ритмикой, тесно связанной со структурой поэтич. текста. Каждому типу культуры соответствуют свои муз. формы (однострочные, строфич., с рефреном, вариационной структурой и др.). м. явилась основой практически всех нац. проф. школ (от обработок нар. мелодий до индивидуального творчества, претворяющего фольклорное муз. мышление).
Кушнарев X. С., Вопросы истории и теории арм. монодич. музыки, Л., 1958; Барток Б., Зачем и как собирать нар. музыку, |пер. с венг.|. М., 1959; его же. Нар. музыка Венгрии и соседних народов, (пер. с венг.), М., 1966; Земцовский И. И., Рус. протяжная песня. Л.. 1967: его же. Мелодика календарных песен, Л., 1975; Виноградов B.C., Музыка Сов. Востока, М., 1968; Музыка народов Азии и Африки, в. 1-5, М., 1969-87; Квитка К. В., Избр. труды, т. 1-2. М., 1971 - 73; Рубцов Ф. А.. Статьи по муз. фольклору, Л.-М., 1973; Муз. культура стран Лат. Америки, сост. П. Пичугин. М., 1974; Нар. музыка СССР и современность, ред.-сост. И. И. Земцовскнй, Л., 1982; Чекановска А., Муз. этнография, |пер. с польск.|, М., 1983; Народная песня. Проблемы изучения, сост. и ответств. ред. И. И. Земцовский, Л.. 1983; Алексеев Э. В., Раннефольклорное интонирование, М.. 1986; его же. Фольклор в контексте совр. культуры. Рассуждения о судьбах нар. песни, М., 1988; Асафьев Б.. О нар. музыке. Л., 1987; Нар. муз. инструменты и инстр. музыка, ч. 1-2. под. общей ред. Е. В. Гиппиуса, М.. 1987-88; Грица С., Мелос укр. нар. эпики, М., 1990 (в печати); Оillis Fr., Merriam A. P., Elhnomusicnlogy and folk music. An international bibliography..., Middlelown, 11966]; Handbuch des Volksliedcs. Bd 1-2, Munch., 1973 - 75; Nettl В., The study of ethnomusicology. Urbana - (a. o.), 1983; Вrаilоiu C., Problems of ethnomusicology, Camb., 1984. И.И. Земцовский.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)
Н..

КАМЕРНАЯ СОНАТА

КАМЕРУНА МУЗЫКА

КИЕВСКИЙ РАСПЕВ

КИССЫН - ФАНДЫР

КОЛУМБИИ МУЗЫКА

КОМИССАРЖЕВСКИЙ

КОНТРЭКСПОЗИЦИЯ

КОРНЕТ-А-ПИСТОН

КОС-АНАТОЛЬСКИЙ

КОЭЛЬЮ ДА КОШТА

КУЗНЕЦОВА-БЕНУА

КУПЛЕТНАЯ ФОРМА

КУЦЦОНИ САНДОНИ

ЛАДОТОНАЛЬНОСТЬ

МАВРИКИЯ МУЗЫКА

МАКАРОВ-РАКИТИН

МАЛАЙЗИИ МУЗЫКА

МАЛЫЙ ЗАЛ ИМЕНИ

МОНГОЛИИ МУЗЫКА

НГУЕН СУАН ХОАТ

НЕМЕЦКАЯ МУЗЫКА

НЕНЕЦКАЯ МУЗЫКА

НИВХСКАЯ МУЗЫКА

НОРВЕГИИ МУЗЫКА

ОПЕРА-СЕМИСЕРИА

ОРОКСКАЯ МУЗЫКА

ОРОЧСКАЯ МУЗЫКА

ПАРАГВАЯ МУЗЫКА

ПАРИЖСКАЯ ОПЕРА

ПАРТЕСНОЕ ПЕНИЕ

ПЕТЕРСОН-БЕРГЕР

ПИФАГОРОВ СТРОЙ

ПЛАГАЛЬНЫЕ ЛАДЫ

ПОБОЧНАЯ ПАРТИЯ

ПОЛИМОДАЛЬНОСТЬ

ПОЛИТОНАЛЬНОСТЬ

ПОЛНАЯ КАДЕНЦИЯ

ПОПОВИЧ-БАЙРЕЙТ

ПОХОРОННЫЙ МАРШ

Музыкальный словарь ver16