на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



НАРОДОВ СЕВЕРА, СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА СССР МУЗЫКА - музыка численно малых коренных народов, живущих в тундровой и таёжной зонах Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока СССР. К ним относятся: азиатские алеуты, долганы, ительмены (камчадалы), кереки, кеты (енисейские остяки), коряки (нымыланы), манси (вогулы), нанайцы (гольды), нганасаны (самоеды-тавгийцы), негидальцы (орочоны), ненцы (самоеды, юраки), нивхи (гиляки), ороки, орочи; саами, или лапландцы (лопари), селькупы (остякосамоеды): тофалары, или тофы (карагасы), удэгейцы; ульчи, или ольчи, ханты (остяки), чуванцы, чукчи (луораветланы), эвенки (тунгусы), эвены (ламуты), энцы (енисейские самоеды); азиатские, или сибирские эскимосы (сидячие чукчи, юиты), юкагиры и др. Муз. культура сев. народов имеет некоторые общие черты. Преобладает одноголосно-монодический склад с элементами бурдонного многоголосия. Распространена традиция индивидуального песнетворчества, в т. ч. в жанре личных именных песен-оберегов, имеющих 3 вида: детская (сочинённая матерью), взрослая (сложенная самостоятельно и с годами незначительно обновляемая), предсмертная (подводящая итог жизни) песни. Бытуют также личные наигрыши и танцы, песни необычных жанров - "мухоморные", "пьяные", "сонные" и др. Распространены обычаи импровизации песен и наигрышей по разл. поводам (приветственные и гостевые песни, импровизируемые хозяином в честь гостя), "товарищества по песне" и дарения песни (напр., ительменская "Песня на подполковника Мерлина, маеора Павлуцкого и студента Крашенинникова", подаренная им на Камчатке в 1738-41 (опубл. в кн. С. П. Крашенинникова "Описание Земли Камчатки", СПБ, 1755, - первая нотная публикация нар. музыки в России)). Ительменский традиционный напев "песни на подполковника Мерлина, маеора Павлуцкого и студента Крашенинникова". Запись С. П. Крашенинникова (1738-1741, Камчатка). Б. Современный вариант этого напева из женской традиционной любовной песни "Как коровка замычит", исполняет В. И. Пономарёва. Запись И. А. Бродского (Камчатка. 1968). Основные виды муз. творчества: песни, песни-танцы (как правило, с чертами пантомимы), наигрыши, шаманские камлания, музыка дошаманских действ (празднеств-игрищ Кита, Моржа, Оленя, Медведя и др.), сказок и эпоса. Муз. жанры группируются в циклы: календарно-трудовой, ритуально-культовый, танцевально-игровой, родо-семейно-бытовой, мифо-эпический и др. Гл. муз. инстр-т - бубен разл. типов (символ музыки, проекция-модель жилища-шатра. Земли, Луны, Солнца. Вселенной, олицетворение мужского начала, а также волшебный посредник между людьми и духами; по поговорке оленеводов, есть "три священные вещи: олень, огниво и бубен"). Широко распространён варган-зубанка (т.н. "зубной бубен" - "женский" аналог бубна). Ударные и шумовые инстр-ты - "пропеллеры"-жужжалки, чуринги-завывалки, металлические колокольчики и погремушки, трещотки (у айнов, нивхов и ульчей - бревно-барабан). Среди духовых инстр-тов разл. флейтовые и язычковые из растений, перьев и костей птиц и зверей. Среди струнных - муз. луки, 1- и 2-струнные смычковые (типа скрипки и альта), угловая 5-9-струнная арфа, 3-5-струнные "сибирские" гусли. В музыке народов Севера можно выделить 3 основных жанрово-стилистических пласта: 1) простейшие напевы и наигрыши (заклички, охотничьи звукоподражания-призывы, колыбельные и др.) с секундово-терцовым амбитусом и простой периодической структурой; 2) песни и наигрыши с амбитусом кварты-сексты, с разви той мелодикой и ангемитонной основой, куплетно-вариационным строением (календарно-трудовые, некоторые родо-семейно-бытовые, танцевально-игровые и др.); 3) крупные композиции (плачи-причитания, развернутые мифо-эпические сказания, дошаманские празднества-игрища и многообразные шаманские камлания) со сложным ладомелодическим строением, объёмным амбитусом и рондообразно-вариационной формой. Муз. культуры народов Севера объединяются в 3 основные этномузыкальные группы: поморскую, лесотундровую и таёжную. Музыка поморов - морских зверобоев (эскимосов, алеутов, кереков и др.) - сходна с музыкой эскимосов Сев. Америки, гренландцев, алеутов, индейских племен северо-западного побережья Америки. Для неё характерны танц. основа, метрическая регулярность, периодичность сложных ритмоформул с частыми синкопами, куплетность с элементами варьирования. Преобладают 7-ступенные диатонические лады (амбитус - нона-децима), громкое ансамблевое музицирование (в частности, хор. унисонное пение открытым звуком в высокой тесситуре в сопровождении ансамбля резко звучащих бубнов). Эскимосский традиционный танец "Тухумин", исполняет ансамбль "Уэлен". Запись И. А. Бродского (Чукотка, 1974) Музыку лесотундровиков-оленеводов (эвенки, эвены, чукчи-оленеводы, коряки-оленеводы и др.) отличает свободная вариантность и вариационность развития, сложная метроритмика, "разрастающиеся" лады (в процессе исполнения звукоряд постепенно расширяется), богатая орнаментика (микроинтервалика, необычные шумотембры - завывания, горлохрипение, покрики и др. типы звукоподражания), напевно-речевое интонирование. Объём напевов - от терции-кварты до квинты-октавы. Преобладает сольное импровизационное музицирование средней громкости, сравнительно независимое как от речевых, так и от танцевальных прообразов. В процессе исполнения громкость растёт, метроритм активизируется, начальный тон повышается (с эпизодическим возвращением на исходную высоту): вок. тембры - приглушенно-шероховатые, инстр. - ударно-шумовые. Музыка лесотундровой группы сходна с аналогичным пластом музыки якутов, бурят и др. Напев юкагирской народной оленеводческой песни "Скачки оленя якута" исполняет С. Н. Курилов. Запись И. А. Бродского (пос. Черский. Якутия. 1973). Музыке таёжной рыбацко-охотничьей группы (кеты, манси, ханты и др.) присуща стилистическая двуслойность (танцевальные образцы близки сольной поморской, повествовательные - лесотундровой музыке). Характерны вариационность (при сохранении куплетной основы), 5-7-ступенные диатонические лады с пентатонической основой, напевы в объёме от кварты-квинты до октавы-ноны, тихое сольное музицирование в естественной тесситуре, чистые тембры. Музыка этой группы сходна с музыкой тюркских и монгольских народов Евразии. Хантыйский напев югорской традиционной песни-танца "Куринька" исполняет Н.Отшам. Запись И.А. Бродского (Ханты-Мансийский автономный округ. 1975). Среди талантливых нар. музыкантов: айнка Н. Уманно, ительменка В. Пономарёва, керечка Хаткана, кеты Кыпа, Усика, коряк Нутакьяв, манси А. Бахтеяр, Сайнах, нганасаны Нгамтусо, негидалец А. Батор, ненцы М. Валей, К. Няданги, Ядне, нивхи Колка, Лайгук, Шишкит, Лонтик, Нявон, Рургук, Хыткук, срок Хыккыури, ороч С. Семанчук, саами Герасимовы, Мошниковы, селькуп Сырта-ля, ханты Лемпины, Новьюх, чуванка Л. Чакке-Бондарь, чукча Атык, эвенка Л. Рехлясова, энец М. Турутин, эскимосы Нутэтеин, Умка, Эмун, юкагир С. Курилов. Среди композиторов, гл. обр. мелодистов: ительмен Б. Заев, кеты А. Котусов, Кыэп, ненцы В. Айваседа, Н. Ардеева, С. Няруй. Е. Сусой, нивх В. Гурка, эвен Э. Клепечин. Среди краеведов - собирателей муз. фольклора: ительмен Г. Поротов, коряк Коянто, манси П. Шешкин, хант Л. Тарагупта, чуванка Иннекей. В 1759 впервые в России (в Петербурге при дворе) ительменки исполняли свои песни и пляски. В 1920-30-х гг. появились муз.-танц. ансамбли клубной самодеятельности. В 1968 впервые в мире создан проф. ансамбль народностей Севера - чукче-эскимосский муз.-танц. ансамбль "Эргырон"; в 1970-е гг. преобразованы в проф. ансамбли самодеят. коллективы: корякский "Мэнго", ненецкий "Сыра сэв", эвенкийский "Осиктакан" и др. Собирание муз. образцов началось в сер. 19 в. (А. Ф. Миддендорф, О. Дюннен и др.), фонографирование - с кон. 19 - нач. 20 вн. (Д. Н. Анучин, А. В. Анохин, В. Г. Богораз. В. И. Иохельсон, А. Каннисто, Г.Д. Фёдоров, С. М. Широкогоров, А. И. Штейман, Л. Я. Штернберг). Среди совр. исследователей: А. М. Айзенштадт, И. А. Бродский,. Т. Д. Булгакова, А. О. Вяйзянен, Е.В. Гиппиус, Т. В. Лехтисало, А. В. Сиськова, Н. А. Соломонова, А.К. Стоянов, К. Танимото, И. К. Травина, П. Хайду, Ю. И. Шейкин. 3. В. Эвальд, Э. Эмсхаймер, певица И. П. Яунзем. Элементы фольклора сев. народностей претворяют в своих произв. композиторы И. А. Бродский, Ю. Я. Владимиров, Е. К. Голубев, И. М. Ельчева, Ж. А. Кузнецова, Н. Н.Леви, Н. Н. Менцер, А.К. Стоянов, В. Тормис. Выпушены аннотированные грампластинки (с 1973): "Музыка народов Дальнего Востока СССР" (ительмены, коряки, нивхи), "Чукотская и эскимосская музыка", "Хантыйские песни", "Саамские песни", "Музыка народностей Чукотки" (кереки, чуванцы, юкагиры и др.), "Нганасанская музыка" (2 пл.), "Самодеят. искусство народностей Севера" (долганы, манси, нанайцы, ненцы, удэгейцы, ульчи и др.), "Нар. песни саамов СССР".
Паллас П. С.. Путешествие по разным местам Российского государства, ч. 2. кн. I. СПБ. 1786; Стешенко-Куфтина В., Элементы муз. культуры палеазиатов и тунгусов, "Этнография", 1930, № 3; Муз. фольклор народов Севера и Сибири. М., 1466: Галайская Р., Варган у народов Сов. Союза, в сб.: Проблемы муз. фольклора народов СССР, М., 1973; Бродский И. А., О нар. муз. инструментах и инстр. музыке Дальнего Востока РСФСР, в сб.: Теоретич. проблемы нар. инстр. музыки, М., 1974; его же, К изучению музыки народов Севера РСФСР, в сб.: Традиц. и совр. нар. муз. искусство. Сб. трудов Гос. муз.-пед. института им. Гнесиных, в. 29, М.. 1976; История и культура народов Дальнего Востока СССР. Владивосток, 1976; Муз. фольклор финно-угорских народов: архаика и современность. Тал., 1979; Муз. наследие финно-угорских народов. Тал., 1977; Финно-угорский муз. фольклор и взаимосвязи с соседними культурами. Тал., 1 080; Этнография и фольклор народов Дальнего Востока СССР, Владивосток, 1981; Музыка Сибири и Дальнего Востока, в. 1. М., 1982; Шейкин Ю., Особенности развития музыки удэ и др. народов Приамурья, в сб.: Кар. музыка СССР и современность, Л.. 1982: Нар. песня. Л.. 1983; Муз. культура Сибири и Дальнего Востока. История и современность, Новосиб., 1983; Культура народов Дальнего Востока. Традиции и современность, Владивосток, 1984; Культура народив Дальнего Востока: традиции и современность, Владивосток. 1984; Музыка в обрядах и трудовой деятельности финно-угров. Тал., 1986; Муз. творчество народов Сиби-рн и Дальнего Востока, Новосиб., 1986; Музыка в свадебном обряде финно-угров и соседних народов. Тал., 1986. И. Л. Богданов.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)
Н..

КОРАБЕЛЬНИКОВА

КРЮКОВОЕ ПЕНИЕ

КУВЕЙТА МУЗЫКА

ЛАКСКАЯ МУЗЫКА

ЛЕТЕЛЬЕР ЛЬОНА

ЛИБЕРИИ МУЗЫКА

ЛОКРИЙСКИЙ ЛАД

МАГРИБА МУЗЫКА

МАРОККО МУЗЫКА

МАРТИН-И-СОЛЕР

МАССОВАЯ ПЕСНЯ

МЕКСИКИ МУЗЫКА

МЕЛОДЕКЛАМАЦИЯ

МЕТРОТЕКТОНИЗМ

МИКРОХРОМАТИКА

МИХАЙЛОВ-СТОЯН

МЮЛЛЕР-БЛАТТАУ

НАМИБИИ МУЗЫКА

НАРОДНАЯ ПЕСНЯ

НГУЕН ДИНЬ ТАН

НЕОФОЛЬКЛОРИЗМ

НЕРСЕС ШНОРАЛИ

НИГЕРИИ МУЗЫКА

НИССЕН-САЛОМАН

ОБИХОДНЫЕ ЛАДЫ

ОПЕРА-ВОДЕВИЛЬ

ОРГАННЫЙ ПУНКТ

ПАВЛОВ-АРБЕНИН

ПЕРЕМЕННЫЙ ЛАД

ПЕСНЯ БЕЗ СЛОВ

ПЕХОТНЫЙ РОЖОК

ПЛАСА АЛЬФОНСО

ПОЛИСТИЛИСТИКА

ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ

ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ

ПУТЕВОЙ РАСПЕВ

РАЗДЕЛЬНОРЕЧИЕ

РАМОН-И-РИВЕРА

РЕДУКЦИИ МЕТОД

Музыкальный словарь ver16