на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


НЕАПОЛИТАНСКАЯ ОПЕРНАЯ ШКОЛА - итал. оперная школа, сложившаяся к нач. 18 в. Первый крупный предст. - Ф. Провенцале, глава - А. Скарлатти. Возникнув позднее римской и венецианской, Н. о. ш. обобщила достижения итал. оперы 17 в. Большое значение в ее формировании имели традиции бытовой неаполитанской музыки, а также деятельность консерваторий города, выпустивших мн. певцов-виртуозов. Здесь сложился жанр оперы-сериа, в 1730-х гг. - оперы-буффа, откристаллизовались формы оперной арии, итал. оперной увертюры, типы речитатива, установились традиции использования оркестра в опере. Большую роль приобрело как кантиленное, так и внешне блестящее виртуозное пение (см. Бельканто, Кастраты-певцы). Яркие образцы оперы-сериа создали в 18 в. А. Скарлатти, Л. Винчи, Н. Порпора, Л. Лео, Н. Йоммелли, Т. Траэтта и др. Значит. влияние неаполитанской оперы испытал Г. Ф. Гендель, к Н. о. ш. примыкал И. А. Хассе. Среди либреттистов - поэты и драматурги А. Дэено и П. Метастазио. Один из первых авторов неаполитанской оперы-буффа - Дж. Перголези ("Служанка-госпожа", 1733). Н. Пиччинни, Дж. Паизиелло, Д. Чимароза, работая в жанре оперы-буффа, расширили круг её образов, использовали свои достижения также в опере-сериа. К кон. 18 в. Н. о. ш. приобрела общеевроп. значение, влияя на творчество композиторов др. стран, и стала представлять итал. оперу вообще.
См. лит. при статьях Опера, Опера-сериа, Опера-буффа.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь