Музыкальный словарь:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Э..
Ю..
Я..
Музыкальная энциклопедия:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Ы..
Э..
Ю..
Я..
НЕАПОЛИТАНСКИЙ СЕКСТАККОРД - секстаккорд нII ступени (минорная субдоминанта с малой секстой вместо квинты). Термин "Н. с." связывается с характерным употреблением этого аккорда у композиторов неаполитанской оперной школы (в частности, у А. Скарлатти, напр. в опере "Розаура"). Однако Н. с. использовался и раньше, а впоследствии - у композиторов разл. нац. принадлежности. Функционально Н. с. - "крайняя" субдоминанта, предел движения в этом направлении, благодаря чему может служить в качестве кульминац. пункта гармонич. развития: С. Бах. Пассакалья c-moll для органа. Помимо Н. с., "неаполитанская" гармония применяется в виде трезвучия, квартсекстаккорда, септаккорда (также в обращении) и даже отд. звука. Бернов В., Формообразующие средства гармонии, М., 1971. |