на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


НЕМЦЕВ СССР МУЗЫКА. Предками сов. немцев (колонии в Поволжье, на Украине, в Закавказье, под Петербургом, с кон. 19 в. - на Алтае, в Сибири, Ср. Азии и Казахстане) были выходцы из Германии; в 1924 образована АССР немцев Поволжья, в 1941 незаконно ликвидирована, нем. население насильственно депортировано. Основа муз. культуры - традиц. фольклор, сложившийся в результате взаимодействия локальных песенных и инстр. традиций разл. земель Германии и нем. поселений в России с рус., укр. и др. нар. музыкой. Он включал: репертуар, привезённый из Германии первыми поселенцами: воспринятый в результате последующих контактов с историч. родиной: созданный на новой родине. У немцев, депортированных из Поволжья, сохранились некоторые раннефольклорные жанры, элементы архаич. музицирования. ныне утраченные в странах нем. языка (протяжённое импровизиров. пение, обилие орнаментики, нетемпериров. строи); в вок. ансамблях характерно двухголосие с гармонич. расширением в кадансах, тембровое варьирование фактуры за счёт октавного и унисонного дублирования голосов при высоком горловом мужском пении. У выходцев из нем. колоний Украины и Закавказья, где, в отличие от Поволжья, влияние герм. муз. культуры не прерывалось, преобладают совр. нац. репертуар и академич. манера исполнения. Среди традиц, муз. инструментов - волынка, цимбалы, скрипка, цитра, фисгармония, треугольник. Осн. сфера бытования инстр. музыки - крестьянская свадьба. В числе совр. фольклорных ансамблей - "Эренгольд", "Клингенталь", "Эрбе", "Хофнунг" (все - Казах. ССР). Науч. исследования по муз. фольклору принадлежат Г. Шюнеману, Г. Дингесу, С. Е. Максимову, В. Г. Клейну, Л. Беллендиру, А. Камману, В. Зуппану, А. Штрёму. И. П. Виндгольцу. Авторами популярных вальсов в кон. 19 - нач. 20 вв. были Е. М. Дрейзин, А. Рейдерман, Г. Китлер, М. А. Кюсс. Представители комп. школы довоен. периода - В. Репп (автор лирич. и пионерских песен), Г. Г. Шмидер (автор песен и танц. музыки для Гос. ансамбля песни и пляски АССР немцев Поволжья). В послевоен. время выделяется творчество О. В. Гейльфуса - автора оперы "Рихард Зорге" (1975. Алма-Ата), симфоний, концертов, инстр. соч., обработок нар. песен. Среди совр. самодеят. композиторов-песенников - Э. К. Юнгман, Ф. Ф. Дортман, Э. Шиллер, Э. Шмидт. В Казахстане, Сибири, Ср. Азии появилось много новых самодеят. фольклорных нем. коллективов, ежегодно проводятся нац. муз. фестивали и праздники, семинары для руководителей коллективов.
Максимов С. Е., Инстр. музыка немцев Поволжья, "СМ". 1938. № 3; Виндгольц И. П., Традиц. и совр. нем. свадьба. Караганда. 1989; Sсhunеmаnn С., Das Lied der deutsctlen Kolonislen in Rufttand, Munch.. 1923. П. Виндгольц.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь