на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



НЕОФОЛЬКЛОРИЗМ (от греч.- новый и фольклор) - термин, иногда применяемый к европ. музыке 1-й трети 20 в., в которой обновление средств письма органически связано с опорой на фольклор. Н. развился в рамках общей тенденции к отказу от романтич. субъективности (см. Неоклассицизм). "Программными" для Н. явились статьи и выступления М. де Фальи и особенно Б. Бартока. Наиб. яркие и последоват. предст. Н. - Б. Барток и И. Ф. Стравинский. Для музыки Н. характерны концентрация тех или иных особенностей фольклора, напр. метрич. нерегулярности, идущей от старинной рус. песенности ("Байка" Стравинского), "сгущение" ладоинтонац. особенностей фольклора тех народов, муз. мышление которых отличается от традиц. общеевропейского ("15 венгерских танцев", "2 румынских танца", араб. фольклор в 3-й части фп. сюиты ор. 14 Бартока). Типичны активность, энергичность ритмики ("Allegro bаrbаrо" Бартока, 1911; "Весна священная" Стравинского, 1913), претворение свойственных фольклору принципов формообразования. В муз. соч. этого направления, кроме воспроизведения внеш. красочности нар. жизни ("Провансальская сюита" Мийо), получают обобщённое воплощение нац. характер ("7 испанских песен" де Фальи), язык, мышление ("Свадебка" Стравинского, "Енуфа" Яначека) и этика ("Венгерский псалом" Кодая). Обогащение языка в связи с обращением к древним пластам фольклора - явление, типичное для рус. музыки. В сов. музыке 60-80-x гг. яркие образцы творч. преломления фольклорных источников создали Г. В. Свиридов, В. А. Гаврилин, композиторы союзных республик (П. Б. Ривилис, В. Тормис, Ш. Р. Чалаев и др.). Их сочинения не принято обозначать термином "Н."; в муз. критике получило распространение назв. "новая фольклорная волна".
Фалья М., Статьи о музыке и музыкантах, пер. с испан., М., 1971; Бела Барток. Сб. ст., М., 1977; Земцовсхий И., Фольклор и композитор, Л.-М., 197S; Головинский Г.Л., Композитор и фольклор, М., 1981. В. Фраенова.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)
Н..

КУВЕЙТА МУЗЫКА

ЛАКСКАЯ МУЗЫКА

ЛЕТЕЛЬЕР ЛЬОНА

ЛИБЕРИИ МУЗЫКА

ЛОКРИЙСКИЙ ЛАД

МАГРИБА МУЗЫКА

МАРОККО МУЗЫКА

МАРТИН-И-СОЛЕР

МАССОВАЯ ПЕСНЯ

МЕКСИКИ МУЗЫКА

МЕЛОДЕКЛАМАЦИЯ

МЕТРОТЕКТОНИЗМ

МИКРОХРОМАТИКА

МИХАЙЛОВ-СТОЯН

МЮЛЛЕР-БЛАТТАУ

НАМИБИИ МУЗЫКА

НАРОДНАЯ ПЕСНЯ

НАРОДОВ СЕВЕРА

НГУЕН ДИНЬ ТАН

НЕРСЕС ШНОРАЛИ

НИГЕРИИ МУЗЫКА

НИССЕН-САЛОМАН

ОБИХОДНЫЕ ЛАДЫ

ОПЕРА-ВОДЕВИЛЬ

ОРГАННЫЙ ПУНКТ

ПАВЛОВ-АРБЕНИН

ПЕРЕМЕННЫЙ ЛАД

ПЕСНЯ БЕЗ СЛОВ

ПЕХОТНЫЙ РОЖОК

ПЛАСА АЛЬФОНСО

ПОЛИСТИЛИСТИКА

ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ

ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ

ПУТЕВОЙ РАСПЕВ

РАЗДЕЛЬНОРЕЧИЕ

РАМОН-И-РИВЕРА

РЕДУКЦИИ МЕТОД

РИМСКАЯ ПРЕМИЯ

РОЖДЕСТВЕНСКАЯ

Музыкальный словарь ver16