на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


НИДЕРЛАНДСКАЯ МУЗЫКА. Под Н. м. принято понимать муз. культуру т. н. Нидерландов исторических (включали совр. территории Бельгии, Люксембурга, Нидерландов, Сев.-Вост. Франции); с кон. 16 - нач. 17 вв.. т. е. со времени нац. обособления (после победы бурж. революции на С. Нидерландов исторических) и образования на этой территории самостоят. гoc-ва, понятие "Н. м." связано с муз. культурой совр. Нидерландов, а само назв. "Нидерланды" сохраняется с этого времени лишь за Голландией. Истоки Н. м. восходят к глубокой древности. В 1-м тыс. до н. э. на терр. Нидерландов жили кельтские племена, к началу н. э. их вытеснили германцы, часть территории завоевали римляне. Отголоски древнейших песен имеются в ср.-век. герм. эпосе "Песнь о нибелунгах". Издавна в Нидерландах были распространены разнообразные нар. песни - эпические, обрядовые, бытовые, лирические. Большое место занимали песни протеста (религ. движение флагеллантов в 15 в., гёзы в период Нидерл. бурж. революции 16 в.). Сохранились сведения о многоголосии старинных нар. песен. Бытовали нар. танцы. Носителями нар. искусства были менестрели, игравшие на шалмеях. арфе, виеле, псалтерии. Ранние этапы проф. Н. м. связаны с монастырской культурой, уровень которой был высоким уже в 9-10 вв. (Хукбальд). Развитие Н. м. протекало в тесном взаимодействии с муз. творчеством народов др. европ. гос-в. Обогащение местной традиции достижениями др. муз. культур содействовало мощному подъёму нидерландской школы, сыгравшей исключит. роль в европ. музыке Возрождения. Её крупнейшие представители - комп. Г. Дюфаи, Й. Окегем. Я. Обрехт. X. Изак, Жоскен Депре, О. Лассо, муз. теоретик Й. Тинкторис. Важнейшая сфера их творчества - хор. полифония строгого стиля (среди жанров - месса, мотет, шансон и др.). Они виртуозно владели техникой контрапункта, имитации, канона, в духовной музыке широко использовали нар. и светские мелодии. В 17 в. в связи с утверждением кальвинизма произошла творч. переориентация композиторов. На первый план выдвинулись инстр. жанры, распространились протестантские псалмы. Расцвет орг. музыки связан с деятельностью Я. П. Свелинка. Интенсивно развивалась конц. жизнь городов, создавались коллегии любителей музыки, оркестры. В кон. 17 в. появились первые нидерл. оперы ("Торжествующая любовь" К. Хакварта и др.). К нач. 18 в. Н. м. утратила свои позиции в Европе. В 1-й пол. 19 в. наметился подъём нац. Н. м. (стимулирован освобождением от франц. господства), возрастает внимание к нац. культуре, фольклору (комл. Й. Ферхюлст, Р. Хол. В. Николаи), открываются муз. школы, создаются муз. общества. На рубеже 19-20 вв. возникла нац. комп. школа (Б. Звере, А. Дипенброк, И. Вагенар и их ученики). Большой интерес проявили композиторы к собиранию нац. фольклора (Ю. Рентген), который использовали в своём творчестве. В этом русле развивались программная симф. музыка (Б. Звере, Й. Вагенар, К. Доппер), нац. опера ("Смеющийся кавалер" Рентгена). Тогда же начала формироваться школа нидерл. дирижёров, выступавших с симф. оркестром общества "Консертгебау" (среди руководителей: В. Кес, В. Менгельберг, Э. А. ван Бейнум. Э. Йохум, В. ван Оттерло, Б. Хайтинк). Появились нац. оперные труппы, крупные оперные артисты (Я. Урлюс, А. ван Рой). После 1-й мировой войны 1914-1918 в Н. м. возникли новые стилистич. тенденции, связанные с претворением совр. европ. принципов композиции, в т. ч. сонорики. политональности (X. Загвейн. М. Фермелён, Д. Рёйнеман, С. Дресден). Выдвинулся один из наиб, значит. совр. нидерл. композиторов - В. Пейпер, воспитавший плеяду крупных музыкантов (в т. ч. Г. Ландре, X. Бадингс, Р. Эсхер). Среди композиторов, деятельность которых развернулась после 2-й мировой войны 1939-45, - Я. Герадс, Т. де Леув, X. Кокс, О. Кеттинг, П. Схат. В стране проводятся разл. муз. междунар. фестивали (один из самых крупных в Европе - Нидерл. муз. фестиваль) и конкурсы (в т. ч. органистов, с 1951; исполнителей на карийоне, с 1959). В Нидерландах функционируют (1988): оперный театр "Де Недерландсе опера", оперные компании "Де Зёйд-Недерландсе опера" и "Форум"; компания "Нидерландский балет"; 12 симф. орк. (крупнейшие - Амстердамский, Гаагский корол. орк. "Резиденси"); хор. объединение "Голос народа", муж. хор "Аполло", хор "Гаагские певцы" и др.; 7 консерваторий, 3 муз, лицея, ф-ты истории и теории музыки в университетах Амстердама, Лейдена, Утрехта. Т. Н. Дубравская.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь