на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


НИДЕРЛАНДСКАЯ ШКОЛА, бургундская, фламандская, франко-фламандская, англо-франко-фламандская школа, - одно из ведущих творч. направлений в музыке 15-16 вв., сложившееся в Нидерландах (включали совр. Бельгию, Люксембург, Нидерланды, Сев.-Вост. Францию). Назв. направления, а также его деление на неск. школ по хронологич. и стилевому признакам были предложены Р. Кизеветтером. Гл. предст. первой Н. ш. (также ранней нидерландской, бургундской) - Г. Дюфаи и Ж. Беншуа, второй Н. ш. (фламандской) - Й. Окегем и Я. Обрехт, третьей (также фламандской) - Жоскен Депре, четвёртой Н. ш. - О. Лассо. Обобщив достижения народного и раннего проф. искусства Фландрии, Бургундии, Франции и Англии, композиторы Н. ш. (а также римской школы) создали новый полифонич. стиль для хора а сарреlla - т. н. строгий стиль (см. Полифония) с характерным для него равноправием хор. голосов, развитой имитац. техникой, сложными контрапунктич. соединениями. Ведущие жанры - месса, мотет, полифонич. шансон, л также мадригал, фроттола, еилланелла, канцонетта, Хор. месса, достигшая расцвета в творчестве композиторов Н. ш., представлена неск. разновидностями, отличными по композиц. технике, текстовой основе, литургич. функции. В большинстве месс применялась техника письма на cantus firmus, им могла быть литургич. или светская мелодия. Выделяются 2 типа месс: мессы-парафразы, в основе которых - одногол. напев (духовный или светский, оригинальный или заимствованный), и мессы-пародии (см. Пародия), в которых обрабатывался многогол. источник ("L'homme arme" Дюфаи, "Je suis desheritee" Лассо, "Malheur me bat" Жоскена Депре). Нидерл. композиторы выработали многообразные приёмы развития cantus firmus; он проводится не только в теноре, но и в др. голосах, колорируется (см. Колорирование), звучит полностью или вводится отд. фразами, рассредоточиваясь по всей композиции. Эволюция мессы в творчестве композиторов Н. ш. шла от ранних месс, сочетавших неск. напевов на разноязычные тексты ("Ессе ancilla Domini" Дюфаи, "L'homme arme" Тинкториса), к латиноязычным мессам Жоскена Депре с имитац. разработкой голосов, в форме вариац. цикла с кульминацией в последней части. Композиторы Н. ш. обращались также к жанру заупокойной мессы (1-й многогол. реквием создан Окегемом). Мотет у нидерл. композиторов эволюционировал от изоритмической (см. Изоритмия) разновидности (Дюфаи) к многогол. хор. произв. на лат. текст, состоящему из 2-3 разделов сквозного имитац. развития, охватывающего все голоса. Как и светская шансон. мотет мог быть не только самостоятельным произв.. но и моделью для др. композиций, в частности месс, В структурах месс и мотетов отражается характерное для стиля нидерл. композиторов внимание к числовой муз. символике. Особенно ярко стилистич. черты Н. ш. различимы в каноне (I), достигшем вершины своего развития в 15-16 вв. Искусство мастеров Н. ш. - свидетельство культурного расцвета Нидерландов 15- 16 вв., проявившегося, в частности, в высоком уровне муз. образования в метриках. Творч. установки нидерл. мастеров созвучны иде м эстетики Возрождения. Крупнейший муз. теоретик Н. ш. Й. Тинкторис обобщил муз.-теоретич. взгляды своей эпохи, систематизировал муз. терминологию ("Определитель музыки"), развил теорию метроритмич. организации музыки ("Трактат о нотах и паузах", "Пропорции музыки"), определил назначение музыки ("Совокупность эффектов музыки"). Принципы полифонич. композиции, выработанные нидерландцами, стали универсальными. В 20 в. некоторые их приёмы (ракоходы, обращения и др.) вошли в технику композиторов новой венской школы, П. Хиндемита. И.Ф. Стравинского и др. Теоретич. наблюдения над историей музыки. Сб. ст.. М.. 1978; Евдокимова Ю. К., Симакова Н. А.. Музыка эпохи Возрождения: Cantus prius factus и работа с ним. М., 1982: Симакова Н., Вок. жанры эпохи Возрождения. М., 1985: Kieseweller R.. Die Verdiensle der NiederlSnder urn die Tonkunsl, W., 1828: Besse ler H.. Von Dufay bis Josquin. "ZfMw". 1928/29. Jahrg. tl: его же. Bourdon und Fauxbourdon. Studien zum Ursprung der niederlgndischen Musik, Lpz.. 1974: Wolff H. Ch.. Die Musik der alien Niederlinder. Lpz.. 1956: Lenaerls R. В.. Die Kunsl der NiedcrlSnder. Koln, 1962 (Das Musikwerk. H. 22): Сlаrke H. L.. "Musicians of the Nolhern Renaissance". Aspects оf medieval and renaissance music, in: A Birthday offering to 1. Rcese. N. Y.. 1978. См. также лит. при статьях Возрождение, Полифония. Л. М. Кудинова,

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь