на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


НОКТЮРН (франц. nocturne, от лат. nocturnus - ночной; итал. notturnо; нем. Nokturne или Nachstuck) - обозначение, применявшего к разл. по исполнит. составу, форме и характеру муз. произведениям. В 18-нач. 19 вв. термином notturno называли род дивертисмента, близкое к кассации и инстр. серенаде многочастное произв., исполняемое на открытом воздухе в ночное время ансамблем духовых или духовых и струнных инструментов (образцы - у В. Л. Моцарта, И. Гайдна). Встречались и одночастные Н. для одного или неск. голосов, обычно без сопровождения, близкие вок. серенаде (образцы - у В.А. Моцарта, Дж. Верди, Дж. Россини и др.). Обозначение "И." применялось и к оперным "ночным" сценам. Дж. Филд своими Н. утвердил этот жанр как небольшую одночастную напевную лирич. пьесу для фп., обычно в репризной 3-частной форме. Ф. Шопен углубил и обогатил этот фп. жанр. Р. Шуман акцентировал в своих Н. причудливо-фантастич. черты. К. Дебюсси назвал "Ноктюрнами" триаду орк. пьес. Обозначение "Н." применялось также М. Регером, П. Хиндемитом. Образцы Н. имеются у М. И. Глинки, А. П. Бородина, П. И. Чайковского.
Кузнецов К. А.. Историч. формы ноктюрна. "Искусство", 1925. № 2; Панкратова В., Малые инстр. формы (прелюдия, ноктюрн, этюд), М., 1962.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь