на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


НОТАЦИЯ (от лат. notatio - записывание, обозначение; итал. notatione, semeiografia; франц. notation, semeiographic; нем. Notation, Molenschrift) - письменная фиксация музыки. На протяжении всей истории музыки (от первых попыток её знаковой фиксации " Др. Египте, Месопотамии и антич. Греции) проводились поиски способов точного отражения муз. звучания в записи, прежде всего звуковысотности и (позднее) ритма. На всех этапах развития Н., однако, существует область нефиксиров. объектов звучания, что свойственно самой природе муз. искусства. Первоначально для записи музыки использовались не собственно музыкальные, а скорее универсально-графич. знаки вербального характера, затем - буквы, слоги (см. Алфавит музыкальный). Эти виды Н. не обозначали ритма. Таковы, напр., известные по ср.-век. муз.-теоретич. трактатам т. н. дасиальная Н., в которой слоги текста располагаются по линиям, указывающим высоту тонов (с помощью модифициров. буквенных знаков, могла быть и безлинейной), и буквенная (алфавитная) Н.: Фрагмент оригинальной записи удвоенной квартовой диафонии (из трактата "Musica enchiriadis", 9 в.). Образец буквенной нотации в переводе на современное нотное письмо. В певч. книгах применялись невмы (с 9 в.) - графич. фигуры. Состоящие из запятых, точек, штрихов, дуг в разных комбинациях и фиксирующие б. ч. направление мелодич. движения (иногда ритмику, напр. ср.-визант. Н., санкт-галленское письмо до 11 в.). Этот тип Н. можно считать характерным для определ. стадии развития музыки у всех европ. народов (ему близка тибетская Н.; см. также Хазы). Из невм визант. типа произошли рус. невменные Н, - кондакарная и крюковая (см. Крюки). Дальнейшее совершенствование европ. Н. ведёт к более точной фиксации интервалики (т. н. диастематич. Н.), к появлению линеек, на которых размещаются невмы, и к преобразованию самих невм в нотные знаки (квадратная нотация, готическая нотация). Развитие многоголосия выдвинуло на первый план проблему ритмич. обозначения тонов. На пути к точной фиксации ритма в Зап. Европе пройдено неск. стадий - раннемензуральная Н. (13 в.), "чёрная" мензуральная (14 в.), "белая" мензуральная (15-16 вв.). Обозначение длительностей в "белой" мензуральной нотации, принявшей более округлые формы, сохраняется и ныне (см. Нотное письмо), В России крюки (кроме древнейших) уже указывали осн. длительности; уточнение звуковысотности осуществлялось без линеек - с помощью т. н. степенных помет и признаков (17 в.). Во 2-й пол. 17 в. произошёл переход к 5-линейной квадратной (т. н. киевской) Н. (в Белоруссии и на Украине - ещё в кон. 16 в.), затем к совр. нотному письму, Н. многогол. музыки имела свою специфику. До 13 в. (в некоторых странах - до 16 в.) вок. многоголосие записывалось партитурно (хотя и с большой степенью условности ритмич. соотношения голосов). С 13 в. голоса стали фиксироваться отдельно. Сведение их в партитуру составляет определ. трудность при переводе на совр. Н. В каждой партии со временем появляются штрихи, указывающие на завершение мензуры - предвестники будущей, тактовой черты. Согласование партий подчиняется точным временным соотношениям, муз. текст однозначно отражает многогол. звучание. В партитурах с генерал-басом 17-1-й пол. 18 вв. сохраняется условность записи, предполагающая импровизац. начало. В России партитурный принцип Н. применялся в строчном пении 17 в. (как крюковая, так и нотолинейная запись). Со 2-й пол. 13 в. в Европе устанавливается единый принцип партитурного нотирования хоровых, ансамблевых и орк. произведений. Запись по голосам используется только как вспомогат. средство для исполнения. В орк. и ансамблевых соч. 20 в. помимо традиц. нотного письма применяются специфич. формы записи, предназначенные для отображения в тексте особых эффектов звучания: А. Губайдулина. Партита для виолончели, баяна и струнного оркестра, 6-я часть, партия баяна. Графика нотации фиксирует контраст плотных пуховых масс, различных по объёму, регистровому положению и продолжительности. Пендерецкий. Квартет № 2. Графика "вьющихся линий" фиксирует вибрато и дестабилизацию звуковысотности.
Беляев В., Др.-рус. муз. письменность, М., 1062; Riemann H., Studied, zur Ceschichie de'r Notenschrift, Lpz., 1878; David E., Luxsy M., Hisloire de la notation musicale depuis ses origines. P., 1882; Wolf J., Handbuch der Notationskunde Bd 1-2, Lpz., 1913-19; его же, Die Tonschrifien. Breslau, См. также лит. при статьях Крюки, Мензуральная нотация, Невмы. Пометы, Партитура, Табулатура, Палеография музыкальная. Ю. К. Евдокимова.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь