на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



НОТАЦИЯ (от лат. notatio - записывание, обозначение; итал. notatione, semeiografia; франц. notation, semeiographic; нем. Notation, Molenschrift) - письменная фиксация музыки. На протяжении всей истории музыки (от первых попыток её знаковой фиксации " Др. Египте, Месопотамии и антич. Греции) проводились поиски способов точного отражения муз. звучания в записи, прежде всего звуковысотности и (позднее) ритма. На всех этапах развития Н., однако, существует область нефиксиров. объектов звучания, что свойственно самой природе муз. искусства. Первоначально для записи музыки использовались не собственно музыкальные, а скорее универсально-графич. знаки вербального характера, затем - буквы, слоги (см. Алфавит музыкальный). Эти виды Н. не обозначали ритма. Таковы, напр., известные по ср.-век. муз.-теоретич. трактатам т. н. дасиальная Н., в которой слоги текста располагаются по линиям, указывающим высоту тонов (с помощью модифициров. буквенных знаков, могла быть и безлинейной), и буквенная (алфавитная) Н.: Фрагмент оригинальной записи удвоенной квартовой диафонии (из трактата "Musica enchiriadis", 9 в.). Образец буквенной нотации в переводе на современное нотное письмо. В певч. книгах применялись невмы (с 9 в.) - графич. фигуры. Состоящие из запятых, точек, штрихов, дуг в разных комбинациях и фиксирующие б. ч. направление мелодич. движения (иногда ритмику, напр. ср.-визант. Н., санкт-галленское письмо до 11 в.). Этот тип Н. можно считать характерным для определ. стадии развития музыки у всех европ. народов (ему близка тибетская Н.; см. также Хазы). Из невм визант. типа произошли рус. невменные Н, - кондакарная и крюковая (см. Крюки). Дальнейшее совершенствование европ. Н. ведёт к более точной фиксации интервалики (т. н. диастематич. Н.), к появлению линеек, на которых размещаются невмы, и к преобразованию самих невм в нотные знаки (квадратная нотация, готическая нотация). Развитие многоголосия выдвинуло на первый план проблему ритмич. обозначения тонов. На пути к точной фиксации ритма в Зап. Европе пройдено неск. стадий - раннемензуральная Н. (13 в.), "чёрная" мензуральная (14 в.), "белая" мензуральная (15-16 вв.). Обозначение длительностей в "белой" мензуральной нотации, принявшей более округлые формы, сохраняется и ныне (см. Нотное письмо), В России крюки (кроме древнейших) уже указывали осн. длительности; уточнение звуковысотности осуществлялось без линеек - с помощью т. н. степенных помет и признаков (17 в.). Во 2-й пол. 17 в. произошёл переход к 5-линейной квадратной (т. н. киевской) Н. (в Белоруссии и на Украине - ещё в кон. 16 в.), затем к совр. нотному письму, Н. многогол. музыки имела свою специфику. До 13 в. (в некоторых странах - до 16 в.) вок. многоголосие записывалось партитурно (хотя и с большой степенью условности ритмич. соотношения голосов). С 13 в. голоса стали фиксироваться отдельно. Сведение их в партитуру составляет определ. трудность при переводе на совр. Н. В каждой партии со временем появляются штрихи, указывающие на завершение мензуры - предвестники будущей, тактовой черты. Согласование партий подчиняется точным временным соотношениям, муз. текст однозначно отражает многогол. звучание. В партитурах с генерал-басом 17-1-й пол. 18 вв. сохраняется условность записи, предполагающая импровизац. начало. В России партитурный принцип Н. применялся в строчном пении 17 в. (как крюковая, так и нотолинейная запись). Со 2-й пол. 13 в. в Европе устанавливается единый принцип партитурного нотирования хоровых, ансамблевых и орк. произведений. Запись по голосам используется только как вспомогат. средство для исполнения. В орк. и ансамблевых соч. 20 в. помимо традиц. нотного письма применяются специфич. формы записи, предназначенные для отображения в тексте особых эффектов звучания: А. Губайдулина. Партита для виолончели, баяна и струнного оркестра, 6-я часть, партия баяна. Графика нотации фиксирует контраст плотных пуховых масс, различных по объёму, регистровому положению и продолжительности. Пендерецкий. Квартет № 2. Графика "вьющихся линий" фиксирует вибрато и дестабилизацию звуковысотности.
Беляев В., Др.-рус. муз. письменность, М., 1062; Riemann H., Studied, zur Ceschichie de'r Notenschrift, Lpz., 1878; David E., Luxsy M., Hisloire de la notation musicale depuis ses origines. P., 1882; Wolf J., Handbuch der Notationskunde Bd 1-2, Lpz., 1913-19; его же, Die Tonschrifien. Breslau, См. также лит. при статьях Крюки, Мензуральная нотация, Невмы. Пометы, Партитура, Табулатура, Палеография музыкальная. Ю. К. Евдокимова.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)
Н..

НАСИДЗЕ

НАУЯЛИС

НАХАБИН

НЕВИТОВ

НЕВСКИЙ

НЕЙГАУЗ

НЕСТЬЕВ

НИКОЛАИ

НИКОЛАЙ

НИКОЛОВ

НИЛЬСЕН

НИЛЬСОН

НОВАЧЕК

НОВЕЛЛО

НОВИКОВ

НОЙКОММ

НОКТЮРН

НОРДИКА

НОРЕЙКА

НОТОВИЦ

НОТТАРА

НУРДРОК

НУРХЕЙМ

НУРЫМОВ

НЬЮМАРЧ

НЮСТЕДТ

НЮСТРЁМ

ОБУХОВА

ОЖРАГИС

ОЙСТРАХ

ОКАРИНА

ОНЕГГЕР

ОРАНСАЙ

ОРБЕЛЯН

ОРГАНУМ

ОРКЕСТР

ОРМАНДИ

ОРОВЕЛЫ

ОРУДЖЕВ

Музыкальный словарь ver16