Музыкальный словарь:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Э..
Ю..
Я..
Музыкальная энциклопедия:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Ы..
Э..
Ю..
Я..
ОБЕРТОНЫ (нем. ед. ч. Oberton, букв. - высокий тон, высокий звук) - призвуки, входящие в спектр муз. звука: звучат выше осн. тока. О. образуются в результате колебаний частей вибратора (струны, воздушного столба, пластинок разл. формы и т. п.). Количество и распределение призвуков по высоте зависят от формы вибратора, условий его колебаний, физич. свойств и др. факторов. При колебании струны или столба воздуха возникает т. н. натуральный, или гармонич.. ряд призвуков, в совокупности с осн. тоном образующий натуральный звукоряд В этом ряду отношения частот составляют натуральный ряд чисел - 1:2:3:4:5 и т. д. В остальных случаях возникают более сложные - негармонич. ряды призвуков. Натуральный звукоряд, образующийся при колебании струны "до" большой октавы (для сравнения указаны частоты обозначенных звуков по равномерно-темперированному строю). Частичные тоны - негармонический ряд, образующийся при колебании брусков в инструментах типа металлофона, ксилофона (основной тон - "до" малой октавы). Гармонические О. (т. н. гармоники) трудно уловить слухом, т. к. они сливаются с осн. тоном. Вместе с тем О. - важный темброобразуюший фактор (см. Тембр). Применяя разл. приёмы звукоизвлечения (напр., при игре на скрипке - пиццикато, флажолеты, с сурдиной, у грифа, у подставки), музыкант может усилить или ослабить те или иные О. и тем самым изменить окраску звука, добиться особой выразительности звучания. Муз. акустика, пол ред. Н. А. Гарбузова, М., 1954; Володин А. А., Роль гармонич. спектра в восприятии высоты и тембра звука, в сб.: Муз. искусство и наука, в I, M., 1970; Гарбузов Н. А., Зонная природа тембрового слуха, в кн.: Н. А. Гарбузов - музыкант, исследователь, педагог, М., 1980. |