на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ОДНОГОЛОСИЕ - принцип изложения в музыке, ограничивающийся одной мелодич. линией и противоположный многоголосию. Возможности О. обусловлены выразительностью мелодич. рис 'Нка; горизонтальное измерение господствует, но не исключает вертикальное. Обычен монодич. склад музыкальный; скрытое в О. многоголосие может иметь черты полифонич. или гомофонно-гармонич. склада. О. распространено в нар. музыке. С периода О. начинаются все проф. муз. культуры (григорианское пение, знаменный распев и др. виды монодии); некоторые из них (преим. восточные, напр. макам, рага) исчерпывают себя в высокоразвитом О. В классич. европ. музыке О. применяется в сольных произв. для струнных, духовых инстр., в традиц. вок. жанрах (Песня Хозе из оперы "Кармен"), как оттеняющее средство в многогол. музыке (начало репризы 1-й части сонаты для фп. № 17 Бетховена), в стилизациях (соло Дьяка в 3-й сцене 2-го д. оперы "Ночь перед Рождеством").
См. лит. при ст. Мелодия. Монодия.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь