на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ОДНОТЕРЦОВЫЕ ТОНАЛЬНОСТИ - пара тональностей противоположного ладового наклонения, тонич. трезвучия которых имеют общую терцию (напр., C-dur и cis-moll, H-dur и c-moll). Понятие "О. т." сформулировано нем. комп. и теоретиком 3. Карг-Элертом ("Polaristische Klang-und Tonalitatslehrе", Lpz., 1932). Близость О. т. по высоте позволяет одной из них создавать эффект обманчивого замещения ("двойника") другой, что не означает, однако, расширения понятия одноимённости (см. Одноимённые тональности) из-за различных осн. тонов (1). полного несовпадения остовных звуков (осн. тона и квинты) в аккордах гл. тональных функций (Т, D и S). Функциональное тождество однотерцовых аккордов иногда возможно в неустойчивой сфере, напр. аккорд нVI может быть взят в роли однотерцовой с ним D. Ю. Н. Холапов

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь