на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ОНЕГГЕР (Honegger) Артюр (1892-1955) - франц. композитор. Чл. Ин-та Франции (1938). По происх. швейцарец. Учился в Цюрихской и Парижской конс. у А. Жедальжа (контрапункт и фуга), Ш. М. Вндора (композиция), В. д'Энди (оркестровка, дирижирование) и др. С нач. 20-х гг. входил в творч. содружество "Шестёрка". В 20-40-х гг. концертировал как дирижёр (гл. обр. с исполнением собств. соч.) во Франции и др. странах (в СССР в 1928). Был чл. Нар. муз. федерации (с 1935), примыкал к антифаш. Нар. фронту. Писал массовые песни, делал обработки нар. песен, участвовал в муз. оформлении массовых празднеств. Один из авторов музыки к спектаклю "14 июля" по пьесе Р. Роллана (1936; эпизод "Взятие Бастилии"). В годы 2-й мировой войны 1939-1945 О. был сторонником Движения Сопротивления. В послевоен. годы занимался обществ., публицнстич. и пед. (преподавал композицию в "Эколь нормаль") деятельностью, был одним из основателей и вице-през. ММС, през. Междунар. федерации и ассоциации авторов театр. музыки. Крупнейший мастер франц. музыки 20 в., О. в своём ярком, во многом новаторском творчестве прочно опирался на традиции. Начиная с 20-х гг. работал преим. в оперно-ораториальном жанре: драм. оратория "Царь Давид" (1921), ряд опер и ораторий на антич. сюжеты и др., в которых он воплощал высокие этич. идеалы. Основываясь на синтезе элементов разл. искусств, создал новые разновидности сценич. жанров. Наиб. значит. соч. - драм. оратория "Жанна д'Арк на костре" (1935). Антифаш. настроениями проникнута оратория "Пляска мёртвых" (1938). С сер. 40-х гг. писал гл. обр. симф. музыку. Оперы - библейская драма Юдифь (1925. Мезьер; 2-я ред. 1926, Монте-Карло), лирич. трагедия Антигона (1927. Брюссель), Орлёнок (совм. с Ж.. Ибером, 1937, Монте-Карло); оперетты; 6алеты (пост. в Париже) - Скетинг-Ринг (1922), Свадьба Амура и Психеи (на темы "Франц. сюит" Баха, 1930), Семирамида (1934), Белая птица улетела (для авиац. праздника, 1937). Песнь песней (1938), Шота Руставели (совм. с А. Н. Черепниным, Т. Харшаньи. 1946) и др.; сценич. оратории - Царь Давид (1921. Мезьер: 2-я ред. 1923. Винтертур). Крики мира (1932. Сольер), Жанна д'Арк на костре (1935. пост. 1938. Базель). Пляска мёртвых (1938, пост. 1940, там же), драм. легенда Никола из Флю (1939. пост. 1941. Невшатель): Рождественская кантата (1953): для орк.- 5 симф. (19.10-50: 3-я - Литургическая, 4-я - Базельские удовольствия, для кам. орк., 5-я - Симфония трёх ре). Сказание об играх мира (для кам. орк., 1918). Пасифик 231 (1923), Регби (1928). Монопартита (1451) и др.: концерты с орк. - для фп. (1924). для влч. (1929) и др.: кам.-инстр. ансамбли; произв. для фп., для скр.. для орг.; романсы и песни; музыка к спектаклям драм. театра, радиопостановкам, к.-ф. (рус. пер. - Заклинание окаменелостей, в его кн.: О муз. искусстве, Л., 1985), (рус. пер. - Я - композитор, там же). Дюмениль Р., Совр. франц. композиторы группы "Шести", пер. с франц., Л., 1964: Павчинский С.. Симф. творчество А. Онеггера. М., 1972; Сысоева Е. В.. Симфонии А. Онеггера, М., 1975; Угрюмов Н., Письма к франц. другу, "СМ", 1983, № 10); Филенко Г., А. Онеггер, в её кн.: Франц. музыка 1-й пол. XX в.. Л., 1983; её же. Онеггер, в кн.: Музыка XX в. Очерки, ч. 2, кн. 4, М., 1984. Н. A. Mедведева.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь