на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ОПЕРА-БУФФА (итал. opera buffa - комич. опера) - итал. разновидность комической оперы, сложившаяся в 30-е гг. 18 в. Её истоки - в комедийных операх рим. школы 17 в. ("Танчья" Я. Мелани), в комедии дель арте. Непосредственно подготовили О.-б. неаполитанские и венецианские диалектальные комедии с музыкой и комич. интермедии, вставлявшиеся между актами onep-сериа. Родоначальником О.-б. явился Дж. Б. Перголези, интермедии которого отпочковались от большого спектакля оперы-сериа. Из них особенно прославилась "Служанка-госпожа" (1733) - первая О.-б. Для этого жанра характерны небольшие масштабы, 2-3 действующих лица, весёлая буффонада, подвижность действия, пародия, яркая, живая жанровая мелодика, ясность стиля, а также (в отличие от франц. комич. оперы) речитативы, а не разговорные диалоги. В целом О.-б. воплотила передовые художеств. тенденции своего времени. В 50-х гг. 18 в. в Париже разгорелась "война буффонов", привлекшая на сторону "буффонистов" представителей франц. Просвещения. В дальнейшем в О.-б. усиливаются лирич. черты, что, однако, не ослабило значения собственно комич. начала. Многие О.-б. написаны на тексты К. Гольдони, в т. ч. "Чеккина, или Добрая дочка" Пиччинни (1760), положившая начало лирико-сентиментальному направлению в этом жанре. В творчестве Дж. Паизиелло ("Севильский цирюльник", 1782; "Мельничиха" 1788), Д. Чимарозы ("Тайный брак", 1792) расширяются сюжетные и стилистич. рамки О.-б., появляются образцы с широко развёрнутой интригой, включающие элементы сатиры, бытовые и сказочно-фантастич. сцены. На основе О.-б. развиваются оригинальные оперные концепции В. А. Моцарта ("Свадьба Фигаро", 1786). В 19 в. Дж. Россини ("Севильский цирюльник", 1816), Г.Доницетти ("Дон Паскуале", 1843) и Дж. Верди ("Фальстаф", 1893) блестяще претворили традиции О.-б. в новых историч. условиях. В 20 в. этот жанр стремился возродить Э. Вольф-Феррари. Буффонные традиции положены в основу ряда опер С.С. Прокофьева ("Любовь к трём апельсинам", 1919, "Обручение в монастыре", 1940), И.Ф. Стравинского ("Мавра", 1922) и др.
Материалы и документы по истории музыки. |С6. пер.|. т. 2. под ред. М. В. Иванова-Борецкого, М., 1934; Конен В.. Театр и симфония, М., 1975: Данько Л. Г., Комич. опера в XX в.. Л. -М., 1976: Аберт Г., Опера буффа, в его кн.: В.А.Моцарт, пер. с нем., 4.1, кн. 1. М., 1978; Крунтяева Т., Итал. комич. опера 18 в.. Л.. 1981: Л Иванова Т., История зап.-евpоп. музыки до 1789 года. т. 2, М., 1982.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь