на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ОПЕРЕТТА (итал. operetta, уменьшит. от opera, букв. - малая опера) - один из видов муз. театра, сочетающий вок. и инстр. музыку, танец, балет, элементы эстр. искусства. Основу муз. драматургии О. обычно составляют куплетная песня и танец. Как правило, кульминация каждой сцены связана с популярным в данное время и в данной стране танцем, нередко определяющим собой всю муз. атмосферу спектакля. Хотя в О. используются типичные для оперы формы (ария, дуэт, ансамбль, хор), они обычно более просты и выдержаны в песснно-танц. характере. Муз.-вок. и хореографич. номера служат в О. для развития действия, утверждения идеи произв., музыка несет смысловую нагрузку. Это отличает О. от водевиля и др. разновидностей муз. комедии и драмы, где музыка выполняет вспомогат. роль. До сер. 19 в. термин "О." обозначал небольшие оперы. Истоки О. восходят к традиции муз.-комедийных спектаклей, eе предшественники - комическая опера, оперные пародии, франц. водевиль, австр. и нем. зингшпиль. Как самостоят. жанр О. сложилась в 1850-е гг. во Франции. В 1860-е гг. появилась австрийская (венская), в 1870-е гг.- английская, в 1880-е гг. - амер. О. Во Франции получил развитие преим. пародийный тип О. - в творчестве Ф. Эрве и Ж. Оффенбаха; последний поднял театр. пародию на уровень острой социальной сатиры ("Орфей в аду", 1858). Ироническая злободневная О, создана в 70-90-е гг. 19 в. в Великобритании (А. Салливен). Во 2-й пол. 19 в. во Франции Оффенбах, Эрве, Ш. Лекок, Р. Планкет, Э. Одран и в Австрии И. Штраус-сын, Ф. Зуппе, К. Миллёкер, К. Целлер отказываются от пародии и создают произв. на бытовые, лирико-романтич. сюжеты. На рубеже 19-20 вв. в Великобритании О. сблизилась с мюзик-холлом, во Франции - с фарсовым театром, став чисто развлекат. зрелищем. В австрийской т. н. новой О., в к-рую Ф. Легар и особенно И. Кальман ввели венг. мелодии, в нач. 20 в. наступил период нового подъёма и междунар. признания. Композиторы этого направления создали О.-мелодраму-буфф, своеобразно перекликающуюся с веристской оперой (см. Веризм). В 1920-30-е гг. в венской О. стали преобладать развлекательные музыкальные фарсы, появились театральные штампы. Начиная с 1920-х гг. в О. США утвердился новый вид музыкального театра - мюзикл, успехи которого связаны с творчеством Дж. Керна, Дж. Гершвина, И. Берлина, Р. Роджерса, К. Портера, Ф. Лоу, Л. Бернстайна. Рус. дореволюц. театр О. (первый спектакль в 1868) по существу не имел нац. репертуара. Начало сов. О. положено в сер. 1920-х гг. комп. И. О. Дунаевским и Н. М. Стрельниковым. Позднее в этом жанре работали Б. А. Александров, Ю. С. Милютин, В. П. Соловьёв-Седой, К. Я. Листов, О. Б. Фельцман, А. Г. Новиков, Т.Н. Хренников, В. И. Мурадели, О. А. Сандлер, В. Е. Баснер и др. Они упрочили связь О. с сов. массовой песней. Обращались к О. и мастера сов. симф., оперной музыки - В. В. Щербачёв, Д. Д. Шостакович, Д. Б. Кабалевский, Г. В. Свиридов. Многообразные традиции нар. муз.-комедийного театра получили развитие в О. композиторов нац. республик СССР, среди которых: А. С. Айвазян, А. П. Рябов, Р. Гаджиев, Ш. Е. Милорава, Г. Г. Цабадзе, А. Жилинскис, Э. Арро, Л. Нормет, Б. Кырвер, Дж. X. Файзи.
Янковский М., Оперетта, Л. -М., 1937; его же. Сов. театр оперетты, Л.-М., 1962; его же, Иск-во оперетты. М.. 1982; Орелович А.. Что такое оперетта. М.-Л., 1966; Трау6ерг Л" Жак Оффенбах и другие, М., 1987. А. А. Орелович.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь