на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ОРАТОРИЯ (итал. oratorio, от позднелат. oratorium - молельня, лат. oro - говорю, молю) - крупное муз. сочинение для певцов-солистов, хора и оркестра, имеющее драм. сюжет и предназначенное для конц. исполнения. О. зародилась практически одноврем. с оперой и кантатой и имеет нек-рое сходство с ними. В отличие от оперы в О. большее значение имеет не само действие, а рассказ о нём. По сравнению с кантатой О. крупнее по масштабу, отличается более развитым сюжетом. Предшественники О. - литургическая драма, "страсти", "священные представления", дналогич. лауды. История О. начинается со "священной оперы" Э. де Кавальери "Представление о душе и теле" (1600), по существу являвшейся аллегорич. драмой; Кавальери опирался в ней на традицию мадригала и использовал флорентийскую монодию (1). В 17 в. в Италии развивались два вида О. - "простонародная" (volgare), рассчитанная на широкую публику, близкая по муз. стилистике ранним опере и кантате, и "латинская" (latino), к-рая была ориентирована на аристократич. аудиторию; один из её стилистич. истоков - мотет. О. предназначалась для одного или неск. солистов, ансамблей или хоров с инстр. сопровождением, Наиб. значительные О. в 1-й пол. 17 в. создали Дж. Кариссими (в т. ч. "Иевфай", "Суд Соломона"), Д. и В. Маццокки, В. Грациани. Во 2-й пол. 17 - нач. 18 вв. соч. в жанре О. обычно назывались "componimento sacro", "cantata musicale", "dialogo", "dramma sacro", "drama tragicum", "accademia spirituale". Среди композиторов, писавших итал. О., - А. Страделла ("Иоанн Креститель"), А. Скарлатти, А. Кальдара, Г.Ф. Гендель. Осн. источники сюжетов- Библия, житийная литература. Преобладают героич. и мистически-отрешённые, аскeтич. образы (влияние идей контрреформации). Существовали также "эротические" О. Для О. этого времени типична 2-частная структура. Повествоват. разделы в О. обычно назывались "testo", "textus", "poeta", "storico", "historicus". До 80-х гг. 17 в. преобладали арии в сопр. basso continue, репризные формы встречались редко; с 1680-х гг. в О. возросла роль оркестра, арии с орк. сопровождением писались в форме dа capo, стиль О. в целом приблизился к оперному. Предшественники О. в протестантской Германии - historia, actus musicus, священная драма, диалог и священная опера. Нем. О. испытала сильнейшее воздействие итал. музыки. Вершинные образцы нем. О. - "История Рождества", "История Воскресения", "Семь слов" Шютца. Ораториальные диалоги и сцены представлены также в творчестве С. Шейдта, И. Г. Шейна, А. Хаммершмидта, И. Г. Але, К. Бернхарда, Д. Букстехуде. Понятие "О." в лютеранском богослужении стало относительно общепринятым только в нач. 18 в., истолковывалось свободно ("Рождественская оратория" Баха - цикл из 6 церк. кантат); О. сближалась и с др. жанрами (ораториальные пассивны Р. Кайзера, И. Маттезона, Г. Ф. Телемана). Англ. О. основывалась на традициях маски, антема, франц. классицистской драмы, итал. оперы-сериа. К высшим достижениям принадлежат оратории Генделя ("Саул", "Израиль в Египте", "Мессия", "Самсон" и др.), отличающиеся исключит. широтой образного и смыслового содержания, богатством композиционных и жанровых решений. У Генделя вырабатывается масштабная 3-частная структура О. Генделеаские О. оказали заметное воздействие на произв. и. Гайдна (его оратории "Сотворение мира" и "Времена года" также являются вершинами в развитии жанра). К жанру О. обращались В. А. Моцарт и Л. Бетховен. В творчестве франц. композиторов О. встречается очень редко (М. А. Шарпантм, Ж. Б. Люлли). В 19 в. О. отходит на второй план: в ней утрачиваются героика и монументальность, преобладает лирич. образный строй ("Легенда о святой Елизавете", "Христос" Листа, оратории Ф. Мендельсона, Р. Шумана). Жанр О. возрождается в творчестве мн. композиторов 20 в. Характерно сближение О. с др. жанрами: оперой ("Царь Эдип" Стравинского, "Царь Давид" Онеггер"), антич. драмой (Э, Элгар, К. Орф), мистерией ("Жанна д'Арк на костре" Онеггера). Среди О. 2-й пол. 20 в. выделяются "Dies irae" Пендерецкого (1967), "Плот "Медузы"" Хенце (1968). В рус. музыке О. представлена единичными произв. ("Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы" Дегтярёва, "Потерянный рай" и "Вавилонское столпотворение" А. Г. Рубинштейна). Оратори-альность присуща многим рус. операм 19-20 вв. (отд. сцены и акты "Руслана и Людмилы", "Князя Игоря", "Сказания о невидимом граде Китеже..."). В О. сов. композиторов получила воплощение гражданственная, историко-революц. тематика. Среди композиторов, обращавшихся к О.: Ю. А. Шапорин, С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович. Г. В. Свиридов, А. Г. Шнитке. Образуются новые жанровые подвиды: в некоторые О. вводится партия чтеца ("Поэтория" Щедрина предусматривает участие в её исполнении поэта - А. А. Вознесенского). О. сближается с кантатой, оперой, симфонией (3-я и 13-я симфонии Шостаковича).
Хохловхина А., Сов. оратория и кантата, М.. 1955: Ширинян Р.. Оратория и кантата, М., 1960; Браилонский М. М., Оратории в творчестве заруб. композиторов (XVII - XIX вв.). Л., 1973; Розенов Э. К.. Очерк истории оратории, в его кн.: Статьи о музыке. М.. 1982; Wangemann О., Geschichtе dеs Oratoriums von den ersten Anfangen his zur Gegenwart, Heilbronn, 1881: Schering A., Geschichte des Oratoriums. Lpz.. 1911: Pasquetti G.. L'Oratorio musicale in Italia, Firenze. 1914.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь