на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



ОРГАН - клавишно-духовой инструмент. Состоит из труб, воздухонагнетат. механизма и аппарата управления. Трубы - металлические и деревянные, разные по форме (от неё зависит тембр) и размерам (от них зависит высота звука); различаются т. к. лабиальные (лот. labium - губа) и язычковые трубы. Звучание лабиальных труб возникает в результате вибрации воздушного столба, включённого в корпусе трубы; у язычковых вибрацию металлич. язычка вызывает воздушная струя, к-рая поступает под определ. давлением из мехов. До сер. 19 в. воздух в мехи нагнетали вручную, ныне - с помощью электромотора. Группа труб одного тембра, но с разл. высотой звука наз. регистром', существуют 8-футовые регистры (звучат соответственно нотной записи), 4-, 2- и 1-футовые (звучат на 1, 2 и 3 октавы выше записи), 16- и 32-футовые (звучат на 1 и 2 октавы ниже записи). Все измеряемые футами регистры - оснонные. Каждая труба осн. регистра издаёт 1 звук неизменной высоты, тембра и силы. Аликвоты и микстуры, создающие искусств. обертоновый звукоряд, - вспомогат. регистры, применяются в сочетаниях с одним или неск. основными. Орган Большою зала Московской консерватории. 1.Органная труба лабиальная (деревянная, открытая, четырехугольная). 2. Органная труба лабиальная (металлическая, закрытая, цилиндрическая). 3. Органная труба язычковая. 4. Механизм регулировки длины колеблющейся части язычка. различаются по размерам, внешнему виду и звучанию. О. строится с учётом акустич. особенностей помещения. Т. н. игральный стол (шпильтыш), за которым сидит органист, имеет 1 - 7 мануалов и I педаль (клавиатура для ног). Перед исполнителем находятся рукоятки, кнопки и рычаги для управления регистрами. Если система передачи от клавиш к трубам, т. н. трактура, - механическая или пневматическая, то игральный стол неподвижен, если она электрическая, то стол можно передвигать по эстраде. Диапазон мануалов - до 5 октав (С - с'), педали- до 2 2/4 октавы (С- g1); регистры октавных удвоений позволяют расширить реальный диапазон О. до 8 1/2 октавы. При игре на О. руки и ноги исполнителя действуют одновременно на разных мануалах и на педали. Поэтому в процессе исполнения обычно участвует помощник, по ходу игры производящий указанные органистом включения и выключения регистров, изменяющих тембры и силу звучания. Начиная с 17 в. opг. произв. записываются на 3 нотных станах (нижняя строка - для партии педали). Предок совр. О. - гидравлос (3 в. до н. э.); с 4 в. ( Византии появился пневматич. О., применявшийся в театрах и цирках, во дворцах (для исп. светской музыки). В 7 в. в городах Зап. Европы О. был введён в католич. храмы. В процессе совершенствования конструкции О. появились регистры (12 в.), педальная клавиатура (14 в.); равномерно-темлериров. настройка применяется с 17 в. Совр. внешний вид О. приобрёл уже к 16 в. Расцвет орг. искусства в странах Зап. Европы приходится на сер. 16 - сер. 18 вв.; он связан с возникновением нац. школ, которые возглавляли А. и Дж. Габриели и Дж. Фрескобальди (Италия), Ж. Титлуз, Ф. Кулерен и Л. Клерамбо (Франция), А. де Кабесон и X. Кабанильес (Испания), Дж. Булл. Г. Пёрселл (Англия), Я. П. Свелинк (Нидерланды), С. Шейдт, И. А. Рейнкен, В. Любек, И. Пахельбель, Д. Букстехуде и И. С. Бах (Германия). В России О. появился во времена Киевской Руси в 11 в. (из Византии); он никогда не был связан с рус. церковью. Первыми органистами в России были иностранцы - в Москве служили И. Сальватор (кон. 15 в.), а также органист и органостроитель С. Гутовский (в 1654-85) и его ученики, чьи О. стояли в Моск. Кремле, в домах бояр: из России О. вывозили в Персию и др. страны. В 1670-х гг. О. входил в состав г.ридв. театр. оркестра в Москве. С кон. 17 в. О. звучал и в т. н. иноверческих церквах моск. Нем. слободы. В 18 в. игре на О. обучали в неск. уч. заведениях. Отечеств. проф. органисты готовились в консерваториях Москвы и Петербурга с 1860-х гг. Первые лублич. орг. концерты в России (Москва) были организованы в кон. 18 в. (И. Геслер), тогда же распространилось домашнее музицирование. В сер. 19 в. игре на О. уделял внимание М. И. Глинка и его единомышленники. Основы рус. проф. школы заложили в 14-20 вв. в Петербурге и Москве Г. Штиль, Л. Гомилиус, Ж. Хандшин, Л. Бетинг. Т. Бубен, Б. Л. Сабанеев. В странах Зап. Европы в 19-20 вв. значит. соч. для О. создали игравшие на нём комп. Ф. Мендельсон, Ф. Лист, М. Регер, П. Хиндемит, С. Франк, Ш. М. Видор, М. Дюпре. О. Мессиан и др. В России орг. музыку писали С.И. Танеев, А. К. Глазунов, С.М. Ляпунов, Ф. К. и А. Ф. Гедике, после Окт. революции 1917 - М. Л. Старокадомский. X. С. Кушнарев, Р. С. Леденев, Р.К. Щедрин, Ю. М. Буцко, В. Г. Кикта, М. Зариньш, Р.Б. Ермак. После 1917 моск. орг. школу возглавил А Ф. Гедике. ленинградскую - И. А. Браудо. Среди заруб. органистов 20 в.: И. Э. Кёлер (ГДР), X. Вальха (ФРГ); Ж. и М. К. Ален, Ж. Гийу (Франция), Дж. Далтон (Великобритания), Ф, Петере (Бельгия), М. Шлехта (ЧССР), И. Грубих (ПНР), Д. Пизарро (США). Среди сов. органистов: М. Л. Старокадомский, Н.Я. Выгодский, И. Д. Вейс, Х.Лепнурм, Л. Дигрис, Г. Я. Гродберг, С Л. Дижур, Л. И. Ройзман, Р. Уусвяли, О. Г. Янченко, В. Стамболцян, Л. С. Дайч, А. Н. Котляревский, Н. И. Оксентян.
Ройзман Л.. Сов. орг. культура и ее своеобразие. в сб.: Вопросы муз.-исполнит. искусства, в. 5, М., 1969; его же, Орган в истории рус. муз. культуры, М.. 1979; Jakob F.. Die Orgel, Orgelbau und Orgelspiel von der Anlike bis zur Gegenwart, Bern - Stuttg., 1969; Adelung W., Einfuhrung in den Orgeibau, Wiesbaden, 1987 Л.Н Рoйзман.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)
О..

НЕМЕН

НИКИШ

НИМАН

НИЦШЕ

НИЯЗИ

НОВАК

НОДЕН

НОМЕР

НОНЕТ

НОСОВ

НУГЕС

НУРРИ

НЮАНС

ОГДОН

ОДРАН

ОКЛЕР

ОКТЕТ

ОПЕРА

ОРВИД

ОРЕЛЬ

ОРЛОВ

ОРТИС

ОТВЕТ

ОХМАН

ПАБСТ

ПАДЛУ

ПАЛЛИ

ПАЛЬМ

ПАРРА

ПАСТА

ПАТЕТ

ПАТТИ

ПАУЗА

ПАУЛС

ПАУЭР

ПЕЙКО

ПЕЛОГ

ПЕНИЕ

ПЕПУШ

Музыкальный словарь ver16